Можно отметить, что причины девиантного поведения сложно выявить однозначно, т.к. в каждом конкретном случае оно обуславливается комплексом причин. При его рассмотрении необходимо учитывать множество факторов, которые могли привести к отклоняющемуся поведению подростка. Но многие ученые сходятся во мнении, что в большей степени имеют значение семья и особенности взаимодействия ребенка с социумом. Если ребенок рос и развивался в благоприятных семейных отношениях, не имел опыта насилия, чувствовал себя принятым и нужным, то риск возникновения девиантного поведения существенно снижается. Дети из неблагополучных семей, имеющих опыт наблюдения или участия в ситуациях насилия, имеют большую склонность к демонстрации такого поведения. С самого детства они находились в ситуациях опасности и незащищенности, которые могли вызвать формирование девиантного поведения, как защитный ответ организма на них.
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи выделяют виды отклоняющегося поведения. К ним относятся: аморальное, делинквентное и преступное поведение. Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.
Как правило, под делинквентностью подразумевается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. Но, например, перевод с немецкого слова «делинквентность» означает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все действия, которые могут быть наказуемые. В отечественной и зарубежной психологии данные понятия разводятся. К криминальной личности относятся различные преступления, предусмотренные уголовным кодексом, например, убийство, изнасилования и другие бесчеловечные поступки [10].
Е. Г. Дозорцева считает, что развитие личности с делинквентным поведением характеризуется совокупностью внешних и внутренних проблем и ресурсов. К внутренним проблемам относятся личностная незрелость, асоциальность установок, дисгармоничность индивидуально-психологических свойств. Ими также являются активность и творческие возможности подростков, позитивное отношение к социальным нормам и ценностям. К внешним проблемам можно отнести социальные условия, не обеспечивающие необходимых предпосылок развития и/или транслирующие асоциальные нормы. Внешние ресурсы представляет собой социально позитивная развивающая среда. Внешние проблемы делинквентных подростков как правило связаны с семьей ребенка. Так, автор выявила, что для делинквентных девочек специфическую отрицательную роль играет враждебное отношение со стороны матери [8,c. 53].
В. Д. Менделевич разделяет следующие типы девиантного поведения:
1. Делинквентный тип. Включает действия, поступки, уголовно –наказуемые.
2. Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
3. Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
4. Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
5. Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных [22, c. 237].
Ю. В. Голубев выделяет также уровни девиантного поведения:
— криминогенный уровень. Выражается в совершениях уголовно-наказуемых преступлениях.
— докриминогенный уровень. Сюда входят нарушение норм морали, мелкие проступки, алкоголизация, употребление наркотических свойств, прогулы школы;
— преддевиантный синдром. Сюда входят дети с агрессивным типом поведения, с низким уровнем мотивации к учебе, с низким уровнем интеллекта. Дети, имеющие частые конфликты в семье [10].
И. С. Арон изучая социальную ситуацию развития и субъектные ресурсы профессионального самоопределения девиантных подростков отмечает, что общество, включая ближайшее окружение, негативно относится к девиантным подростков, основываясь на предрассудках и сложившихся стереотипах, они не понимают их индивидуальных особенностей. Часто на них вешают отрицательные ярлыки, подвергают необоснованной критике, считают, что в будущем они не принесут пользу обществу. Со стороны педагогов они чаще других детей вызывают раздражение, подвергаются оскорблениям и наказаниям. Большинство девиантных подростков живут в неблагополучных семьях с низким уровнем материальной обеспеченности, где распространены алкоголизм, наркомания, в отношениях с детьми родители грубы, конфликтны, подвергают детей унижениям, используют физическую силу. Другие девиантные подростки воспитываются социально – благополучных семьях, но родители воспитывают детей используя неадекватные типы семейного воспитания. В следствии нарушений семейных взаимоотношений институт семьи не несет функцию профессиональной социализации. В коллективе одноклассников такие подростки также имеют значительное количество трудностей. Часто они не принимаются или вовсе отвергаются сверстниками. Чтобы удовлетворить потребность в признании, уважении и одобрении ровесников часто девиантные подростки общаются с людьми имеющими асоциальные ценности, далекие от профессионального самоопределения [2].
Таким образом, подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью, импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление.
Выводы по главе 1
Теоретический анализ изучения девиантного поведения позволил нам сделать следующие выводы:
Понятие «девиантное поведение» имеет широкую
распространенность в исследованиях, но при этом оно не имеет однозначного толкования. Некоторые ученые считают, что девиантное поведение может иметь и позитивные и негативные последствия. Девиантность определяет механизм социальных изменений. Позитивная девиантность способствует прогрессу. Большинство ученых изучают негативную девиантность, поскольку ее рост и проявление различных форм являются одной из актуальнейших проблем общества.
Девиантное поведение — это поведение индивида, разрушающее
сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в социуме.
Подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью,
импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление.
Влияние психологической незащищенности на девиантное поведение подростков
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.