Например, сытый и голодный человек на разговор о пище реагируют по-разному; Направленность личности образуют третью группу причин. Человек обращает внимание больше всего на сферу своих интересов, включая профессиональные интересы. Например, полицейский обратит внимание на машину, неправильно припаркованную, редактор найдет погрешности в тексте книги, художник – на красоту старинного здания. Общая направленность личности, таким образом, и наличие предшествующего опыта, непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания; Четвертая самостоятельная группа причин связана с отношением к раздражителю. То, что человеку интересно вызывает у него определенную эмоциональную реакцию и вырабатывается положительное или отрицательное чувство. Например, интересная книга, приятный собеседник, захватывающий фильм могут надолго приковать внимание человека, происходит это само собой. Надо сказать, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание, а вот раздражители нейтральные внимание привлекают значительно реже [12].
Произвольное внимание Произвольное внимание отличается от непроизвольного внимания тем, что оно управляется сознательной целью и имеет усилия по активному её поддержанию. Выработан был этот вид внимания в результате трудовых усилий, поэтому его часто называют волевым, активным, преднамеренным. Например, внимание человека сознательно направляется на решение заняться какой-либо деятельностью, даже если это не интересно. Произвольное внимание в каком-то смысле это подавление, борьба с непроизвольным вниманием. Активное регулирование протекания психических процессов является основной функцией произвольного внимания, поэтому оно качественно отличается от непроизвольного внимания.
Произвольное внимание возникло из непроизвольного в процессе сознательной деятельности человека. С его помощью можно менять эмоциональной состояние. Произвольное внимание имеет социальные причины своего происхождения, оно не созревает в организме, а формируется при общении ребенка с взрослыми. Выделяя объект из среды, взрослый указывает на него и называет словом. Отвечая на этот сигнал, ребенок слово повторяет или схватывает сам предмет [11, с. 103].
Получается, что данный предмет для ребенка выделяется из внешнего поля. Произвольное внимание тесно связано с речью, чувствами, интересами, прежним опытом человека, но влияние их косвенное. Формирование произвольного внимания связано с формированием сознания. У 2-летнего ребенка сознание еще не сформировано, то и произвольное внимание находится в стадии развития. Послепроизвольное внимание Специалисты выделяют еще один вид внимания, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий.
Позже человек, как бы «входит» в работу, для него значимыми и интересными становятся не только результат, но и содержание, и процесс деятельности. Такое внимание Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным. Например, при решении какой-то сложной задачи, ученик решает её только потому, что её надо решить. Когда намечен правильный ход и задача становится понятной, её решение может увлечь [22, с. 321].
Произвольное внимание стало как бы непроизвольным. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, что отличает его от подлинно непроизвольного внимания. Поскольку здесь нет или почти нет волевых усилий, то оно не будет сходно и с произвольным вниманием. Для послепроизвольного внимания характерна длительная сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, высокая производительность труда.
Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев) [16].
Опираясь на приведенные точки зрения и работы. И, Лисиной, можно сказать что познавательная активность является формирующим качеством личности. В структуру данного процесса включается внимание памяти и мышление.
Влияние познавательного интереса на развитие мышления и воображения в младшем школьном возрасте
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.