Если просмотреть структуру теорий глобализации Э. Гидденса и Л. Склейра, то в принципе можно отметить, что они очень схожи, так как здесь глобализация представлена как глобальная система взаимосвязей и взаимодействия локальных социальных процессов. В дискуссии по вопросам глобализации кроме теоретических моделей Э. Гидденса и Л. Склейра, представлена также альтернативная модель глобализации. Она, как нами было отмечено выше, выдвинута в середине 1980-х гг. Р. Робертсоном. Он выдвинул тезис о том, что «глобальная взаимозависимость национальных экономик и государств является лишь одним из аспектов глобализации, тогда как второй аспект — глобальное сознание индивидов — столь же важен для превращения мира в «единое социокультурное место». Определяя глобализацию как серию эмпирически фиксируемых изменений, Р. Робертсон концептуализировал глобализацию как изменения в межиндивидуальных взаимодействиях».
При этом нужно отметить, что в глобализации Р. Робертсоном «выявляются две направленности: глобальная институционализация жизненного мира и локализация глобальности». Под глобальной институализацией Р. Робертсон понимает актуализацию каждодневных локальных взаимодействий и прямого взаимодействия макроструктур миропорядка. Она, в свою очередь, как система взаимозависимости обществ, актуализируется под взаимодействием трех факторов: гегемония капитализма, империализма Запада и развития систем СМИ на глобальном уровне. «Вторая направленность глобализации в модели Р. Робертсона — локализация глобальности — призвана отразив тенденцию становления глобального не “сверху”, а “снизу”, то есть через локальное — через превращение взаимодействия с представителями иных государств и культур в рутинную практику, через включение в повседневную жизнь элементов инонациональных, “экзотических” локальных культур. В мультикультуральных локальных сообществах категории “международные отношения”, “столкновение цивилизаций”, “транснациональная корпорация” оказываются практическими категориями взаимодействия. В этом случае термин “глобальное” означает не только “интернациональное”, но и “субнациональное”, и даже “локальное” в той степени, в какой последнее глобализует — превращает повседневную жизнь людей в переживание глобального. Чтобы подчеркнуть двухуровневость глобализации, соотносительность и взаимопроникновение глобального и локального, сочетание тенденций к гомогенности и к гетерогенности, Робертсон даже вводит специальный термин: “глокализация”».
Теоретические разработки Р. Робертсона нашли поддержку среди других ученых. Так, например, известный исследователь процесса модернизации У. Бек разработал на их основе собственный научный подход к глобализации.
Немецкий исследователь У. Бек в своем научном труде “Что такое глобализация?” пишет, что глобализация, это «не связанные границами повседневные действия в различных измерениях экономики, информации, экологии, техники, транскультурных конфликтов и гражданского общества». Введенное им понятие «транснациональное социальное пространство» дает возможность немецкому ученому объединить под общим названием «глобализация» процессы в сферах политики, экономики, культуры, экологии и др.
«В политической сфере глобализация означает «размывание» суверенитета национального государства в результате действий транснациональных акторов и создания ими организационных сетей. В экономике глобализация означает наступление денационализированного, дезорганизованного капитализма, ключевыми элементами которого являются выходящие из-под национально-государственного контроля ТНК и спекуляции на транснациональных финансовых потоках. В культуре глобализация означает глокализацию, то есть взаимопроникновение локальных культур в транснациональных пространствах, каковыми являются западные мегаполисы – Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелeс, Берлин и т.п.».
Таким образом, ознакомление с научной литературой и умножение частнодисциплинарных трактовок глобализации позволяет нам сделать вывод, под глобализацией понимают процесс социальных изменений, который приводит к всеобъемлющему, всемирному связыванию структур, институтов и культур, а также к увеличению глобальной культурной коммуникации между людьми. Мы согласны с тем утверждением, что «глобализация представляет собой очередной миропроект……. Либерально-демократический проект, направленный на объединение мира на основе неолиберальных стандартов и единого свободного рынка, построение глобалистической цивилизации».
Между тем нам бы хотелось внести некоторую ясность в рассмотрение понятий «глобализация» и «глобализм», так как наряду с процессом глобализации внимание ученых в последнее время все чаще сосредоточивается на таком явлении, как глобализм. «В то время как «глобализация» в большей части характеризует объективные изменения в мире, которые частично происходят вне нас, «глобализм» характеризует изменения, происходящие в субъективной сфере. В процессе практического освоения глобализирующегося мира общество отражает его в своем сознании, формирует комплекс идей и эмоций, которые называют глобализмом». Таким образом, глобализм можно охарактеризовать как идеологию глобализации.
Влияние глобализации на Российскую экономику
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.