Резюмируя, отметим, что речь человека позволяет оценить, в первую очередь интеллектуальные и нравственные характеристики. «Употребление тех или иных выражений, построение высказываний и их лингвистическая окрашенность позволяют судить о том, чем живет человек, что составляет основу его жизненных ценностей, и содержание мыслей» [5].
2.Языковая личность как проблема современности
В последнее время термин языковая личность становится популярным в употреблении. Представители разнообразных научных областей (лингвистики, психологии, философии и др.) проявляют все больший интерес к вопросу истоков языка и речи, к речевой деятельности. Не стоит сомневаться в том, что для каждого индивида важно владеть правильной речью. А основным из направлений современной антропоцентрической лингвистики является исследование языковой личности[3].
Интересно мнение Г.И. Богина, который полагал, термин «языковая личность» «В своей основе содержит проекцию в область языкознания соответствующего междисциплинарного понятия, в значении которого пересекаются философские, социологические и психологические взгляды…» [2;3].
Ю.Н. Караулова к языковой личности относит доказательство любого носителя языка, который «охарактеризован на основе анализа произведенных им текстов с позиции применения в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей реальности…» [4; 211–216].
В современное время существует много подходов к исследованию языковой личности (Л.Р. Ермакова, А.П. Седых, Ю. Н. Караулов и др.). Еще Г.В. Лейбниц говорил о том, что языки как нельзя лучше отражают человеческую сущность. Ю. Н. Караулова отмечала, что языковой личностью является любой носитель языка.
Таким образом, языковая личность содержит в своей основе нормы письменной и устной речи, смысловые и выразительные возможности[5]. Важным компонентом языковой личности является эмоционально-языковая составляющая (В.И. Шиховский).
Языковая личность вбирает в себя структурно-языковую сложность, глубину и точность отражения действительности и целевую направленность индивида.
3.Современные тенденции применения речи