Выделяя психологическое разъяснение некоторым предметам избирательности памяти, эта теория, столкнулась с проблемой формирования памяти человека в фило- и онтогенезе. Причина в том, что и мотивационные условия, детерминируют мнемические процессы у индивида, и сами гештальты предполагались как наперед заданные, неразвивающиеся образования. Вопросы о зависимости прогресса в развитии памяти от реальной деятельности человека здесь собственно не ставился и не решался.
На вопрос о генезисе памяти у специалистов двух других сторон психологических изучений мнемических процессов – психоанализа и бихевиоризма – не было найдено достойного ответа.
Достижением З. Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение функций положительных и отрицательных эмоций, причин и интересов в усвоении и забывании информации. С помощью психоанализа были выявлены и написаны многие познавательные психологические механизмы интуитивного забывания, взаимосвязанные с работой мотивации [9].
Возникновение смысловой теория памяти пришлось на начало двадцатого века. Мозг человека – это своего рода непростая аналоговая и электронно-вычислительная машина.
В отечественной психологии по большей части развитие получило направление в исследовании памяти, которое связанно с общепсихологической теорией деятельности. Эта теория памяти выступает как специальный вид психологической деятельности, имеющий систему практических и теоретических действий, подчиненных решению мнемической задачи – усвоения, сохранения и исполнения различной информации. В теории тщательно разбирается содержание мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и способ усвоения (или исполнения), сравнительная деятельность произвольного и непроизвольного усвоения в зависимости от формирования мнемической деятельности (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, и др.) [4].
Французские ученые, в том числе П. Жане, своими работами задали начало исследованию памяти как деятельности. П. Жане со своими последователями одни из первых кто начали рассматривать память, как средство действий, ориентированных на усвоение, обработку и хранение информации.
В нашей стране такая концепция получила свой будущий рост в культурно-исторической теории появления высших психических функций.
Деятельность памяти, является образованием связей, ассоциаций между разными образами, усвоение, хранение и передачу или исполнение информации объясняются тем, что делает индивид с этой информацией в процессе ее мнемической переработки.
А.А. Смирнов обнаружил в своих исследованиях ряд любопытных фактов, объясняющих особенности механизмов усвоения, условия, при которых оно происходит хуже или лучше. Он доказал, что действия сильнее запоминаются, чем мысли, а среди действий, сильнее запоминаются те, которые связаны с прохождением препятствий, а также и сами эти препятствия [11].
Рассмотрим основные факты, добытые в ходе поиска различных теорий памяти. Г. Эббингауз, немецкий ученый, опираясь на ассоциативную теорию памяти, был одним из тех, кто получил ряд интригующих фактов.
Г. Эббингауз вывел логику запоминания, установленные в исследованиях, в которых для запоминания использовались нелепые слоги и различный и слабо организованный в смысловом предложении материал.
Достаточно простые события в жизни человека, которые производят сильные чувства, могут усваиваться в памяти мгновенно прочно и надолго, и даже истечении нескольких лет с момента этого события с ними могут выступать в памяти с точностью и ясностью
Менее интересные и более сложные события, происходящие в жизни человека, можно переживать несколько раз, но в памяти они надолго не отпечатываются.
Для того чтобы в дальнейшем точно и в нужном, порядке воспроизвести по воспоминаниям основные моменты, достаточно бывает его однократного переживание
Виды и процессы памяти
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.