Помимо вышеназванной классификации, важнейшей принято считать подразделение контрольной деятельности в зависимости от субъекта деятельности. Согласно данной классификации, существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Схематично, контрольную деятельность по органам исполнительной власти можно отобразить на рисунке 2.1
Рис 2.1.Контрольная деятельность в РФ по органам исполнительной власти
Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.
Контрольные полномочия Президента РФ:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;
имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ и тд.
Опосредованный президентский контроль осуществляют:
1.Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ,
2.Главное государственно-правовое управление Президента РФ, 9
3.полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;
направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п. 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).
Перечень федеральных округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.
Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.10
Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются:
при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;
утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ и тд.
Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:
при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
решении вопроса о доверии Правительству РФ;
назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов и тд.
Задачи Счетной палаты РФ:
организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и тд.11