Согласно конструктивистскому подходу, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувствои формируемые в его контексте представления и доктрины представляют собой интеллектуальный конструкт, сознательно создаваемый писателями, учеными, политиками. Этот подход уделяет особое внимание роли сознания и языка как ключевого символа, вокруг которого формируется понимание этнической отличительности.
Наиболее значимыми представляются ценностный (аксиологический), символический (культура — система символов), организационный и деятельностный подходы к определению этнокультуры.
Аксиологический подход дает возможность сопоставить этносы с позиций доминирующих, приоритетных или наиболее устойчивых ценностей в их культуре, отличительных, своеобразных ценностей и норм данного этноса, наконец, особенностей «сцепления», структуры и взаимосвязи ценностных элементов в культуре конкретного этноса.
Так, «этничность — это, прежде всего, и главным образом культура этноса, именно ею определяются «границы» этноса, отличия каждого из них от других» [14]
Организационный подход рассматривает специфику устройства коллективной жизни этноса в экономической, политико-правовой, бытовой сфере.
Cимволический подход дает возможность увидеть основу восприятия каждым этносом окружающего мира и оценить своеобразие его мышления и чувственной сферы.
Деятельностный подход ориентирует на изучение поведенческой стороны этнической культуры и связан, в частности, с такими понятиями, как характер нации, этнос культуры, которые проявляются в способе поведения и особенностях поступков типичных представителей конкретного этноса.
Существует также уровневый способ проявления этнической культуры. Основанием для различения подобного рода уровней этнической культуры являются такие, например, признаки (оппозиции), как сознательное — бессознательное, явное — скрытое (латентное).
Общеизвестно, что «этническая культура в виде конкретных ее составляющих и элементов может как осознаваться, так и не осознаваться самими ее носителями, может представляться ими более или менее адекватно, она может отражаться — причем, иногда более реалистично — в сознании других этносов, при взгляде «со стороны», наконец, этническая культура в какой-то своей части может быть выявлена с помощью специальных методов анализа форм и результатов деятельности этноса и его представителей, причем в этом последнем случае она способна отличаться от того образа, который возникает при взгляде на нее «изнутри» (собственные представления этноса о себе) и «со стороны» (мнения иных, «чужих» этносов).
Таким образом «Этническая культура — это ценностно-отобранный и организованный жизненный и профессиональный опыт этноса. Границей, очерчивающей содержание этнокультуры, являются контуры ее самобытной семиотической системы (язык, символико-знаковая система); содержанием же — положительный социальный опыт, накопленный в формах ценностей, норм, традиций и образцов, обычаев, верований и знаний. [1]
Относительно самого понятия «язык»: классическим является определение языка, данное Ф. де Соссюром: «это система знаков, в которой единственно существенным оказывается соединение смысла и акустического образа, причем оба этих компонента в равной мере психичны».[8].
В прямой постановке соотношение культуры и языка рассмотрено В. фон Гумбольтом, увидевшим в языке отражение «духа народа». [9].
Мысль о полной подчиненности языком культуры языком высказал Б. Уорф: «система моделей языка принуждает нас так, а не иначе членить мир и распределять значения в нем».[10. С 59-91]. В то же время Э. Сепир отрицает первично-следственную зависимость языка от культуры: «Культуру можно определить как то, что данное общества делает и думает. Язык же есть то, как думает» [11].
Считается, что язык и речь представляют собой две самостоятельные семиотические системы. Знаками языка являются слова, в то время как знаками культуры – ритуалы, символы, эталоны, обычаи.
Следует признать, что в зоне их наложения и взаимопроникновения складывается третья семиотическая система – лингвокультура.
Вербальные и невербальные стили общения в различных этнических культурах (на примере какой-либо этн культуры)
- Полина Колобова
- Политология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Полина Колобова
Я – Полина Колобова, преподаю политологию, мне 38, опыт работы – 10 лет. Закончила ННГУ, факультет международных отношений и мировой истории. Написала 12 научных статей. Кроме основной работы занимаюсь репетиторством. Также работаю на сайте «Диплом777», помогаю учащимся в решении любых аттестационных работ по моей специальности. Очень люблю свою работу за возможность развивать и развиваться самой.