На стратегии конкурентной борьбы определяющее влияние оказывают общие тенденции развития рынка. Так после роста в 2017 г. по итогам 2018 г. в России вновь началось сокращение числа авиаперевозчиков. На январь 2019 г. в России действующий сертификат эксплуатанта имели 109 авиакомпаний гражданской авиации, что на 2 меньше, чем годом ранее (см. рис. 1.6).
Рис. 1.6. Динамика числа авиакомпаний с действующим сертификатом эксплуатанта и объемы их авиаперевозок 2003-2018 гг. [19]
Объемы перевозок указанных авиакомпаний продолжили расти и вновь улучшили рекордный показатель в современной истории России – свыше 116 млн пассажиров (см. рис. 1.7).
Рис. 1.7 Темпы роста пассажиропотока авиакомпаний РФ и ВВП РФ 2008-2018 гг. [19]
Сопоставляя текущую динамику показателей ВВП и пассажиропотока авиакомпаний РФ с показателями кризисных 2008-2009 гг. можно отметить повторение сценария. Вместе с тем, в 2019 г. отмечается снижение темпов роста ВВП приведет к дальнейшему замедлению роста авиационного рынка (см. рис. 1.8).