Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Наряду с грамотностью субъектов в вопросах определения поставщика, для защиты сторон крайне важно быть компетентным в правовых возможностях заключения различных видов контрактов по действующему Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этому аспекту будет посвящена настоящая статья. 2
Для того чтобы детально изучить виды контрактов по действующему законодательству о публичных закупках, попытаемся классифицировать контракты по различным основаниям и проанализировать возможности усовершенствования данной системы.
Для начала отметим, что как в ранее действовавшем Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 1) Закон № 44-ФЗ содержит подразделение контрактов по предмету на контракты по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг (п. 3. ч. 1 ст. 1). При этом законодатель уточнил, что теперь в предмет контрактов может входить, в том числе, приобретение недвижимого имущества или аренда имущества. Тем самым был устранен вопрос о допустимости применения положений законодательства о публичных закупках в отношении аренды помещений.
Полагаем, на практике распространены и смешанные контракты (п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Например, когда у заказчика имеется необходимость в выполнении строительно-монтажных работ с поставкой и установкой оборудования. Однако далеко не всегда заказчик имеет правовую возможность заключить такой смешанный контракт, поскольку может быть нарушен принцип обеспечения конкуренции контрактной системы (ст. 8 Закона № 44-ФЗ). Так, приведенный нами пример предмета контракта неоднозначно рассматривается в судебной практике и практике ФАС России.
При том принятые судами и управлениями ФАС России акты не имеют силу нормативных, а, следовательно, носят лишь рекомендательный характер, что не способствует устранению существующей проблематики. В группу классификации контрактов по предмету, на наш взгляд, можно включить и такой новый вид, как контракт жизненного цикла. В нововведении Закона № 44-ФЗ под ним понимается контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). ГК РФ не содержит такого вида договора и не оперирует таким термином.
Понятие «контракт жизненного цикла» появилось из государственных стандартов. При этом, как отмечают в литературе, процесс расчета стоимости жизненного цикла является одной из наиболее больных точек для заказчиков. Некоторые авторы относят его к смешанным типам договоров. Поскольку контракт жизненного цикла по смыслу входящих в него составляющих может соединять в себе несколько видов договоров, предусмотренных ГК РФ, например, таких, как договор поставки, подряда, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытноконструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и др.
Есть и иное мнение. Так, авторы полагают, что в сфере дорожного строительства «контракт жизненного цикла — это одна из форм концессионных соглашений, отличительной чертой которого является то, что он объединяет функции проектирования, строительства и эксплуатации в один увязанный договорными отношениями результат – транспортную доступность, при этом плательщиком за услугу выступает не конечный потребитель – пользователь инфраструктурного транспортного объекта, а государство».
Далее обратимся к следующей классификации контрактов, которая, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. 5
Первую группу составляют контракты, которые были заключены по итогам конкурентных способов определения поставщиков.
Вторую – контракты по итогам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Главное отличие указанных групп состоит в формулировке существенных условий контракта и форме сделки. Закон № 44-ФЗ четко указывает, какие условия должны найти свое отражение в контракте.
Часть 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ делает исключение для большинства контрактов, заключенных по итогам закупки у единственного поставщика. Для них является факультативным включение условий об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, о размере неустойки и условиях наступления ответственности, необходимости разработки графика исполнения контракта, условия о порядке и сроках оплаты товара, приемке товара и оформления результатов такой приемки и т.д. (частей 4 — 9, 11 — 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Не включение указанных условий вполне объяснимо. Они большей частью направлены на стимулирование поставщика к надлежащему и качественному исполнению контракта. С другой стороны, условия о порядке оплаты товара, сроках его приемки существенны для поставщика. Кроме того, в п. 1 ст. 766 ГК РФ условие о размере и порядке финансирования и оплаты работ названо существенным для государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
На наш взгляд, налицо коллизия, которая должна решаться в пользу поставщика в силу приоритетности норм ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Кроме того, исключение сделано и в отношении формы сделки. Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для сделок (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Данная норма вполне эффективна, поскольку, как отмечается в литературе, ранее «заказчик был вынужден размещать на официальном общероссийском сайте закупки на поставку ткани, молока, лекарственных препаратов и т.д. на сумму, не превышающую 250 — 400 руб., с целью не допустить нарушений Закона и применения в последующем к заказчику мер административного воздействия». Теперь же устная форма «значительно облегчает работу как контрактному управляющему, так и работникам финансового отдела, особенно при большом объеме закупок». Хотя авторы и отмечают, что применение данной нормы затруднительно, поскольку особенности документооборота в контрактной системе, так или иначе, требуют заключения контракта в письменной форме. 6
Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что нормы о видах контрактов на закупку товаров для публичных нужд по итогам реформы законодательства в данной сфере создают прочную правовую основу для эффективной закупочной деятельности заказчиков, однако нуждаются в дальнейшей научной проработке

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.