Стратегия закупок по каждой товарной категории обуславливает наличие одного или группы поставщиков. Если стратегия закупок предусматривает множественное снабжение товарной категории, то компания работает с несколькими долгосрочными поставщиками. Если же стратегия закупок предусматривает эксклюзивное снабжение, то компания работает только с одним долгосрочным поставщиком, но при этом в резерве всегда есть надежные краткосрочные поставщики.
Предпочитаемые краткосрочные поставщики – это своего рода страховка на экстренный случай, но любое обращение к подобному поставщику должно быть оправдано.
Стоит отметить, что при закупках по плану приоритет всегда будет отдаваться долгосрочным поставщикам.
Развитие поставщиков
Развитие поставщиков также является важным элементом стратегии и проводится в двух ключевых направлениях:
техническое развитие, направленное на повышение качества, обеспечение соответствия стандартам качества;
общее развитие, направленное на создание и укрепление общей системы ценностей и целей.
Итак, организация создает единую сеть с поставщиками только в том случае, если в фундаменте их взаимоотношений лежат не только договорные обязательства, а общая система ценностей[1].
Во взаимоотношениях с поставщиками направление задает компания-потребитель, но формирование общей системы ценностей невозможно воспроизвести насильно. В подобном случае поставщик может лишь создать видимость соответствия, а во взаимоотношениях важна не форма, а содержание.
Формирование общей системы ценностей – это процесс взаимного обогащения, заимствования и развития лучшего, что есть у партнеров. Однако ответственность за координацию действий, несет исключительно предприятие-потребитель, являющееся для цепочки поставщиков головным.
Техническое развитие поставщиков направлено на непрерывное развитие качества и является одной из значительных функций отдела закупок. Служба проводит первичную оценку потенциальных поставщиков и работает с ними, доводя существующий у них уровень качества до требований предприятия. Кроме того, служба технического развития осуществляет мониторинг деятельности поставщика.
Формирование стратегии управления взаимоотношениями компании с поставщиками является функцией высшего менеджмента предприятия, однако, до недавнего времени межкорпоративное общение между поставщиками и покупателями происходило на уровне представителя отдела закупок со стороны потребителя и представителя отдела продаж со стороны поставщика.
Управление коммуникациями.
В данный момент процесс коммуникации с поставщиками является многоуровневым и включает взаимоотношения ряда отделов компании-поставщика и компании-потребителя.
Для поддержки эффективности коммуникации потребителя и поставщика зачастую применяется лизинг персонала, который заключается в том, что несколько сотрудников поставщика на определенный срок прикомандировываются в компанию-потребителя, что намного упрощает и ускоряет во времени процесс коммуникации[13].
Управление затратами.
Раньше выбор поставщика осуществлялся на основе цены. Однако в современном мире затраты на компоненты и материалы анализируются не только исходя из рыночного предложения, но и на основе выгод, которые возможно получить от долгосрочных контрактов.
Итак, грамотное управление затратами обуславливает объективную оценку всех плюсов и минусов, полученных от взаимоотношений с поставщиком.
Не менее значимым фактором, способствующим снижению затрат, следует считать стимулирование поставщиков на разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Управление логистикой.
Для результативного управления цепочкой поставщиков необходимо оптимизировать процесс управления логистикой в сети поставок в целом, что может быть достигнуто при помощи внедрения единой электронной системы заказов и контроля поставок, обеспечивающей взаимоотношение в онлайн-режиме.
Также производится разработка конкретных и единых критериев для оценки эффективности поставок для всех поставщиков. К таким критериям можно отнести количество поставок раньше назначенного срока; количество опозданий; время разгрузки; количество поставок в срок; размер партии. По каждой из характеристик устанавливается возмоный уровень отклонений.
Мониторинг.
Результативность в управлении взаимоотношениями с поставщиками предполагает также проведение периодического мониторинга. При этом особая роль отводится анализу эффективности взаимоотношений.
Таким образом, процесс взаимоотношения с поставщиками является одной из главных составляющих успешного функционирования предприятия. Для его оптимальной работы необходимо использовать стратегию управления взаимоотношения, уделяя внимание каждому из ее ключевых элементов, начиная разработкой стратегии, заканчивая ее постоянным мониторингом.