В целом, удовлетворенность трудом каждого человека связана с удовлетворением уникальной комбинации его реальных потребностей и многих других факторов, которые часто не имеют прямого отношения к работе. Конечно, организациям с большим количеством сотрудников трудно отследить столько нюансов, которые влияют на удовлетворенность каждого сотрудника своей работой. Тем не менее, если возникает группа риска, то есть неудовлетворенные работники, эти самые нюансы следует учитывать, так как они важны и запоминаются, и представляют собой отношение к работе и степень удовлетворенности ею.
1.3 Формы удовлетворенности трудом
В исследованиях А. Буссинга и его группы проанализирована динамическая концепция удовлетворенности работой, первоначально предложенная А. Бруггеманом в 1974 году. Эта концепция основана на представлении удовлетворенности работой с точки зрения интерактивного представления, т.е. как процесс взаимодействия, в котором проводится различие между его тремя формами.
Модель включает три основные переменные [19, с.101-129]:
различия между фактической ценностью рабочей ситуации и номинальными (собственными) ценностями человека;
изменения в уровне стремления;
проблемно-ориентированное поведение (направленное на решение задачи).
Согласно этой модели, развитие удовлетворенности работой является трехступенчатым процессом. В зависимости от сочетания ожиданий, потребностей и мотивов, с одной стороны, и рабочей ситуации, с другой, человек в какой-то степени удовлетворен или недоволен своей работой. Кроме того, в зависимости от более поздних изменений уровня прав и более позднего проблемно-ориентированного поведения (с целью решения проблемы) могут развиваться шесть форм удовлетворения или неудовлетворенности работой.
В случае неопределенной неудовлетворенности на первом шаге, т. е. в случае наличия различий между фактическими ценностями рабочей ситуации и номинальными (собственными) ценностями человека, эта модель предлагает два различных результата в зависимости от уровня силы стремления, что соответствует второму шагу: уменьшение стремления или поддержание уровня стремления. Уменьшение уровня стремления должно вести к тому, что называется удовлетворенностью трудом «в смирении, покорности». Эта форма удовлетворенности трудом подтверждается результатами качественных интервью, в процессе которых выявляется весьма много людей, приспосабливающихся к трудовым ситуациям либо путем снижения своего уровня мотивации к труду и стремлений, либо путем перемещения своей мотивации и стремлений на нетрудовую активность. Можно утверждать, что высокая доля удовлетворенных работников, участвующих в такого рода исследованиях, вызвана более или менее большой пропорцией тех из них, которые пассивно сместили свои устремления далеко за пределы рабочей ситуации. Поэтому, согласно этой модели, удовлетворенность в смирении – только одна из трех форм удовлетворенности трудом, и ее необходимо от них отличать.
Поддержание стремления на одном и том же уровне в случае неопределенной неудовлетворенности от своего труда может закончиться тремя формами, из которых наиболее важной является псевдоудовлетворенность трудом (или ложная удовлетворенность). Ранее при проведении исследований она игнорировалась, поскольку авторы сомневались в возможности обнаружить обоснования. Данная модель предполагает, что две другие формы, фиксированная и конструктивная неудовлетворенность трудом, тесно связаны с овладением иными вариантами, с овладением ресурсами и с проблемно-ориентированным поведением человека. Все эти модели – уместные в данном случае переменные, «работающие» на третьем этапе развития различных форм удовлетворенности трудом. И фиксированная, и конструктивная неудовлетворенность трудом, похоже, существенно зависят от таких широко известных особенностей организации, как контроль или социальная поддержка на работе, в одной связи, и от того, что вкратце называют способностью овладеть ресурсами – способность использовать этот параметр, – в другой. Конструктивная неудовлетворенность, очевидно, является дополнением к удовлетворению трудом в смирении [12, с. 72].
В таблице 1 представлены различные формы удовлетворенности трудом.
Таблица 1
Различные формы удовлетворенности трудом