Экономические методы управления прибылью организации — система мероприятий, которые влияют на производство при помощи экономических стимулов и рычагов. Экономические интересы государства, собственников и персонала организации различны. Решение проблемы одновременного удовлетворения интересов данных экономических субъектов является достаточно сложным.
Рисунок 4 – Методы управления прибылью организации [25, с. 46]
С помощью данного вида методов управления прибылью осуществляется при помощи использования различных экономических рычагов: планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование, ценовая политика, налоги и др.
Основной целью планирования является своевременное выявление возможных средств и альтернатив, которые помогли бы уменьшить риск принятия нерациональных решений, в то время как с помощью экономического анализа можно получить комплексное решение задачи и разработать возможные рекомендации экономического характера в развитии организации.
Планирование прибыли организации в качестве инструмента принятия решений предполагает создание конкретных товаров, разработку долгосрочных планов и годовых профильных планов на короткие сроки, которые будут подготовлены после разработки плана продаж, плана производства, бюджета административных расходов, бюджета косвенных расходов и т.д.
Задачи планирования прибыли, таким образом, аналогичны задачам комплексного бюджетирования. В нем основное внимание уделяется рациональному подходу к комплексному планированию, в котором, в свою очередь, во главу угла ставится управление целями. Важно отметить, что планирование прибыли, связано не только с функцией учета, но и с другими функциями бизнеса, которые можно рассматривать и использовать независимо от общего процесса управления.
Существует три основных метода планирования прибыли: метод прямого счета; аналитический̆ метод; метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой̆ продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой̆ от реализации товарной̆ продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью [15, с. 166]:
П = (О Ч Ц) ― (О Ч С)(1)
Где П – плановая прибыль;
О – объем выпуска товарной̆ продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С– полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль от реализуемой̆ продукции (Прп) рассчитывается по формуле:
Прп = Врп – Срп
где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп – полная себестоимость реализуемой̆ в предстоящем периоде продукции.
Объем реализуемой̆ продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной̆ продукции на начало планируемого периода (пн) и объема выпуска товарной̆ продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой̆ продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле [215, с. 167]
Прп = Пн + Птп – Пк(2)
Аналитический̆ метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой̆ продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой̆ в планируемом году продукции, а по всей̆ сравнимой̆ продукции в целом. Прибыль по несравнимой̆ продукции определяется отдельно [19, с. 116].
Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной̆ продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Указанные выше методы не единственные, существуют и другие способы составления плана прибыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.
Экономическое стимулирование ставит перед собой основной целью побуждение участников производства трудиться для создания общественного продукта.
Главной целью ценовой политики является поддержание паритетных отношений между отраслями народно-хозяйственного комплекса, формирование условий для увеличения прибыли организации, роста ассортимента и объемов продукции, а также принятие соответствующих мер по защите отечественных производителей от импортируемых с помощью демпинговых цен на товары [22, с. 166].
Организационно-распорядительные методы управления прибылью организации основываются на правах и ответственности работников на всех уровнях хозяйствования. Данная категория методов представляет собой использование руководителем своей власти, приемов и способов управления с помощью своего авторитета и основывается на ответственности работников.
Социально-психологические методы основываются на мнении общества о нравственных ценностях. Использование данных методов представляет собой анализ психологического климата в коллективе, а также его роль в деятельности отдельных работников.
Социально-психологические мероприятия включают в себя прохождение различных психологических тестов, наблюдений, анкетирования, тренингов, повышение способности руководителей умело использовать социально-психологические методы управления работниками, а также подготовку коллектива к выполнению требований руководителей на должном уровне. При выборе средств воздействия на конкретного человека учитывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ [18, с. 319].
В современных, постоянно изменяющихся условиях хозяйствования, нет универсальных методов управления прибылью организации. Как показывает практический опыт, наибольший экономический эффект может быть получен при использовании системы различных методов, в которой каждый отдельный метод дополнял и усиливал бы другой.
Выбор методов управления прибылью зависит от: конъюнктуры рынка; цели бизнеса, формы собственности и хозяйствования; уровня подготовки кадров; размера организации, обеспеченности его материальными и трудовыми ресурсами; политики государства в отношении бизнеса и т.д.
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ АО «РУССКАЯ МЕДНАЯ КОМПАНИЯ»
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия