На стратегии конкурентной борьбы определяющее влияние оказывают общие тенденции развития рынка. Так после роста в 2017 г. по итогам 2018 г. в России вновь началось сокращение числа авиаперевозчиков. На январь 2019 г. в России действующий сертификат эксплуатанта имели 109 авиакомпаний гражданской авиации, что на 2 меньше, чем годом ранее.
Рис. 1.6. Динамика числа авиакомпаний с действующим сертификатом эксплуатанта и объемы их авиаперевозок 2003-2018 гг.
Объемы перевозок указанных авиакомпаний продолжили расти и вновь улучшили рекордный показатель в современной истории России – свыше 116 млн пассажиров.
Рис. 1.7 Темпы роста пассажиропотока авиакомпаний РФ и ВВП РФ 2008-2018 гг.
Сопоставляя текущую динамику показателей ВВП и пассажиропотока авиакомпаний РФ с показателями кризисных 2008-2009 гг. можно отметить повторение сценария. Вместе с тем, в 2019 г. отмечается снижение темпов роста ВВП приведет к дальнейшему замедлению роста авиационного рынка.
Рис. 1.8 Прогноз пассажирооборота авиакомпаний ПФ в период до 2036 г
По итогам 2019 г. снижение темпов роста авиационного рынка оценивается примерно до уровня 6-9%. Эти тенденции прогнозируются и далее.
В 2018-2019 гг. рынок развивался в условиях сохранявшейся структуры ведущих игроков. Все основные перевозчики продолжили наращивание перевозок с темпами выше среднеотраслевых, Группа «Аэрофлот» укрепила свои позиции в качестве доминирующего перевозчика.
«Аутсайдером» производственных и финансовых показателей в минувшем году стала авиакомпания «Ютэйр».
При этом рынок авиаперевозок в России характеризуется высокой степенью концентрации. В РФ на 35 авиакомпаний пришлось 99,3% всех пассажирских перевозок, при этом доля ведущих пяти авиакомпаний («Аэрофлот», «Россия», «S7», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр») составила 65,9%, снизившись на 1,5 % по сравнению с 2016 годом.