Построение модели сводиться к основным этапам: на первом – постановка задач и целей; второй этап – построение модели; на третьем этапе происходит оценка достоверности описанной модели, следующим этапом становиться внедрение модели, также непременным условием является оценка достоверности и корректировка во время исследования. Поскольку эффективность моделирования может уменьшаться за счет недостоверности исходных данных или непонимания моделей непосредственными исполнителями (пользователями), избыточная стоимость модели.
Как один из способов моделирования можно предложить теорию игр, которая часто применяется на практике. Этот способ позволяет учесть возможности и последствия, чаще всего применяется для оценки конкурентов, при оценке рынка, разработке маркетинговой стратегии и т.д.
1.3. Сущность и содержание бизнес-процесса
Процессы принятия управленческих решений иногда воплощаются в разработке бизнес-процессов. Менеджмент бизнес-процессов, в отличие от менеджмента функций, ориентируется на эффективность и достоверность, потому способствует решению управленческих, производственных, организационных и других проблем, которые входят в компетенцию управленческих решений. Для понимания сущности и значения бизнес-процессов в процессе принятия управленческих решений необходимо раскрыть понятие.
Использование процессного подхода в управлении предприятием предполагает более глубокое понимание понятия бизнес-процессов.
Понятие-бизнес-процесс, хотя и не получило пока нормативного толкования, является наиболее часто употребляемым.
В широком смысле под бизнес-процессом понимают „структурированную последовательность действий по выполнению соответствующего вида деятельности на всех этапах жизненного цикла предмета деятельности.
Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько ресурсов, а в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, имеющий ценность для потребителя.
Результаты научных исследований отечественных ученых, в частности Кузьмина О. Е. и Мельника О. Г., подтверждают высокую эффективность внедрения процессно-структурированного подхода при создание условий принятия решений. Поскольку предприятие – это упорядоченная система со множеством протекающих в ней взаимосвязанных процессов, функционирование которых и определяет состояние организационной системы в целом.
Ряд авторы считают, что бизнес-процесс это множество внутренних видов деятельности, направленных на создание продукции, которая необходима клиентам с определенным набором конкурентных показателей: стоимость, ценность, сервис и качество и т.д.
Бизнес-процесс состоит из совокупности активностей, между которыми существует причинная связь. Результат бизнес процесса представляет добавленную стоимость для предприятия и клиентов..
Бизнес-процесс как система, находятся в определенных состояниях, которые вызваны порядком действий (активностей). Цепочка продолжается, когда эти состояния вызывают дальнейшие действия, которые логически вытекают и последовательны по отношению к цепочке процесса. При этом ресурсы приобретают форму продукта (продукции).
Процесс управления – это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, очень важны для успеха организации, называются управленческими функциями». Следовательно, процесс управления является общей суммой всех функций.
Функции управления – это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того, чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием понимают действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.
Для обеспечения конкретных результатов в результате принятия решений субъект управления должен быть уверенным в своих действиях (взятый на себя риск, связанный с неопределенностью, должно быть обоснованным).
Методологической основой принятия взвешенного управленческого решения является анализ бизнес-анализ, пренебрежение которым приводит к принятию необоснованных и несвоевременных управленческих решений, что негативно отражается на способности предприятия развиваться и приспосабливаться к изменениям условий среды.
Анализ бизнес-процессов помогает проникнуть в их глубинную сущность. Он меняет парадигму мышления, ракурс оценки всей системы операций, которая приводит к созданию добавленной стоимости, полезной для потребителей продукции. Это способствует выявлению «узких мест» (операций, требующих оптимизации в первую очередь), а также разработке стратегий, направленных на устранение этих «узких мест», и в конечном итоге приводит к большей прозрачности выработки управленческих решений, повышения эффективности бизнес-процессов, расширение возможностей их инновации и, как результат, сохранение конкурентоспособности предприятия в современных отечественных и международных рынках.
Исходя из указанного, методология системы аналитического обеспечения принятия управленческих решений должна основываться на таких принципах диалектической логики: объективность бизнес-процессов; целостность объекта исследования; всесторонность исследования; постоянное углубление познания; постоянное движение и развитие; единство и борьба противоположностей; теоретическая разработка и практическая проверка результатов.
Главная цель анализа бизнес-процессов – поиск возможностей их оптимизации (улучшения и достижения положительного эффекта в изменении качественных показателей деятельности предприятия).
В таком случае, оптимизация нацелена на повышение результативности, эффективности и адаптивности бизнес-процессов .
Улучшение бизнес-процессов (Business process improvement, BPI) – системный подход, который позволяет предприятиям оптимизировать свои бизнес-процессы для достижения более эффективных результатов деятельности, обеспечивает сокращение затрат и цикла бизнес-процесса на 90% при одновременном повышении его качества более чем на 60% .
Согласно цели должны решаться следующие задачи анализа:
моделирование бизнес-процессов;
оценка процессов с точки зрения эффективности и результативности;
обоснование необходимых ресурсов для протекания процесса;
установление взаимосвязей между бизнес-процессами;
определение взаимосвязей бизнес-процессов с иерархией целей и измерение их влияния на краткосрочные и долгосрочные цели предприятия;
выработка альтернативных вариантов решений по улучшению (или реинжиниринга) бизнес-процессов.