Публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, а равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например, плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления. Таким образом, объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 319 УК РФ, представляет собой активные действия, проявляющиеся в публичном оскорблении. Обязательный признак объективной стороны – оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей потерпевшим. Законодателем разграничены понятия «при исполнении должностных обязанностей» и «в связи с исполнением должностных обязанностей», что свидетельствует о признании потерпевшим от данного преступления лица, занимающего определенную должность, вне зависимости от нахождения или ненахождения его в момент совершения преступления на службе, ключевой должна являться причина оскорбления – исполнение соответствующих должностных обязанностей.
Недостатком действующего российского уголовного законодательства видится отсутствие квалифицированных составов оскорбления представителя власти. В тоже время следует отметить, что степень общественной опасности оскорбления представителя власти зависит как от уровня должностного статуса потерпевшего, так и от способа совершения этого преступления. Очевидно, что оскорбление лиц, являющихся представителями власти высшего уровня и нанесение оскорбления, получившего широкую огласку, следует наказывать сильнее. Таким образом, возникает целесообразность введения в УК РФ квалифицированных составов оскорбления представителя власти.
В связи с вышеизложенным, предлагаем дополнить ст. 319 УК РФ ч. 2 и ч. 3 следующего содержания:
«2. Тоже деяние, совершенное в отношении представителей власти, являющихся высшими должностными лицами государства, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо исправительными работами на срок до двух лет либо арестом на срок до шести месяцев».
«3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации либо с применением инновационных технологий, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок».
Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж
- Diplom777
- Криминалистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777