Уже на ранних этапах своего развития в Индии законодательно предписывалось оказывать иностранцам «хороший прием». Однако, как отмечает В.В. Пироговский, «…на востоке человек особенно, по преимуществу религиозен, у древних восточных народов основание права для человека лежит в религии, а не в личности человека. Человек, не принадлежащий к известному религиозному обществу, бесправен». Таким образом, к иностранцам изначально было особенное отношение, которое, в том числе, могло выражаться в дискриминации.
Анализ правового положения иностранцев на самых ранних этапах развития международных торговых отношений позволяет сделать вывод о том, что:
во-первых, всегда существует противоречие между публичным порядком государства, которое, прежде всего, охраняет «своих», национальных граждан, и частными интересами в экономической сфере – торговле и обмене трудовой силой, новыми изобретениями.
во-вторых, в тех странах, где для иностранных граждан и лиц без гражданства был установлен явно дискриминационный режим, международные экономические и торговые отношения развивались однобоко и медленно.
Решением проблемы могло быть только правовое закрепление отдельных прав иностранных граждан, что и было сделано в некоторых государствах, поставивших цель развивать торговлю и привлекать квалифицированных кадров в собственное государство.
Таким образом, был основан такой феномен, как институт проксении. Суть данного института состоит в том, чтобы гражданам одного государства взять на себя обязанность по приему иностранных граждан в своем государстве и некоему «патронажу», то есть защите их прав и даже предоставлении некоторых преференций.
В дальнейшем институт проксении развился в международном праве как взаимное предоставление определенных прав гражданам, пребывающим на территорию определенного государства. Основными привилегиями для иностранцев были освобождение от налогов, право участвовать в выборных мероприятиях и органах, личная неприкосновенность и т.д.
Важным этапом в правовой регламентации прав иностранцев явился этап разработки правил о принятии в гражданство, что также позволяло укреплять, в первую очередь, экономические и социальные связи между государствами, а также находить союзников при возникновении военных конфликтов и внутренних гражданских волнениях.
Отдельным аспектом исторического развития явилась разработка определенных ограничений для иностранных граждан. Такие ограничения были связаны, прежде всего, с въездом, выездом и пребыванием на территории страны иностранцев и лиц без гражданства.
Во многом установление ограничений было связано с наличием или отсутствием добрых отношений между государствами. По сути, установилась обратная зависимость – чем больше отношений между странами в различных сферах – тем меньше ограничений будут установлены для граждан, осуществляющих трансграничные действия. Для развития экономики государств и частноправовых отношений такие связи были необходимы на любом этапе исторического развития.
На данный момент историки выработали следующую концепцию об исторической эволюции института прав и ограничений прав иностранных граждан в России:
1) Наличие и действие жалованных грамот, выдаваемых посольствами и консульствами и позволявшие в период времени с VIII века и практически до XIX века осуществлять различные права на территории России.
Ввиду того, что выдачей жалованных грамот занимались посольства и консульства, большое значение при этом имели взаимоотношения государств между собой. Таким образом, международные отношения в тот период времени играли решающую роль.
Как правило, иностранные лица, пребывающие на территорию России должны были выполнять определенную роль – как правило, осуществлять профессиональную деятельность. Именно поэтому первый этап характеризуется предоставлением широкого спектра правомочий для иностранцев.
2) Второй этап, наоборот, отличается сужением прав иностранцев и лиц без гражданства. Это можно было связать как с переменами в политической сфере России и с началом советской эпохи, так и с общим абстрагированием от международных отношений, по сути, закрытию границ.
Позже устанавливались четкие критерии разграничения российского (советского) гражданина и иностранного гражданина. Иностранный гражданин не имел права осуществлять определенную деятельность, как правило, связанную с доступом к государственной тайне, к стратегически важным объектам.
3) Современный этап характеризуется направленностью на установление добрых отношений с большинством стран мира, поэтому иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются достаточно широкие права. При этом существует ряд ограничений, связанных, как и в период СССР, с невозможностью доступа иностранных лиц к стратегически важным отраслям, профессиям, а также с доступом к государственной тайне.
Мы считаем наличие ограничений для иностранных лиц и лиц без гражданства, которые установлены в законодательном порядке, вполне закономерными и обоснованными.
К примеру, согласно статистическим показателям Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации, предоставление более льготных условий для граждан из стран-участниц СНГ и иных соседних государств, привело к тому, что согласно показаниям на июль 2018 г., самыми многочисленными среди мигрантов стали граждане Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Армении, причем согласно показателям, прирост мигрантов увеличивается с каждым годом.
Как показывает практика, выходцы именно из этих стран составляют большой процент от лиц, совершающих преступления на территории Российской Федерации ввиду низкой квалификации, плохого знания русского языка, а соответственно и тяжелой адаптации в России.
Обращаясь к данным 2013 года, проанализированным Live Journal, в процентном соотношении огромное количество преступлений в Москве, совершаются именно мигрантами. Обратимся к статистическим данным:
Уголовная ответственность иностранных граждан и лиц без граждан-ства за преступления в РФ
- 2020-05-16
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.