Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны. Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Степень участия женщин в структурах власти является и критерием устойчивости базы демократии [17, c.312].
Мировой опыт парламентаризма свидетельствует о том, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если же 20–30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа – без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы [9, c.297].
В результате дифференциации понятий «пол» и «гендер», предложенной Э.Оукли, М.Мид, Ан Оакли, Дж. Скотт, происходит переход к новому теоретическому ракурсу, когда гендер начинает рассматриваться в трех измерениях: как социальная конструкция, как стратификационная категория, как культурная метафора. В данном контексте бесспорным является влияние русской философии пола (Ф. Достоевский, Л. Толстой, В.Розанов) на формирование и сохранение социально психологических моделей феминности и маскулинности в российской традиции, которые транслировались через века в российском обществе и оказали большое влияние на формирование гендерных исследований [22, c.157].
Политическое женское лидерство как следствие исторической феминистской деятельности в начале 20-х годов прошлого столетия рассматривается современными исследователями из разных аспектов: философских, психологических, культурологических, социологических, исторических [16, c.10].
Наименее доступны для женщин высшие ступени дипломатической службы: по состоянию на 2016 год в разных странах до сих пор не было ни одного дипломатка на высших должностях, а представительство женщин составило в среднем 13% [16, c.10]. Это свидетельствует о существовании чрезвычайно прочной «стеклянного потолка» именно в этом сегменте политической жизни.
Барьеры для вхождения женщин в политику универсальны для женщин всех стран, но в тоже время имеют свои специфические характеристики в России и Франции. Поэтому, эти страны были выбраны как два примера в данном исследовании, поскольку в них налицо парадоксальность гендерного баланса/дисбаланса, которую, можно рассматривать как в исторической перспективе, так и в контексте современных преобразований.
Современное общество — это общество, где право силы уступает место силе права, где главенствует закон. Это — урбанизированное, то есть по преимуществу городское, индустриальное общество, где все граждане имеют образование и где признаются права человека, включая права женщин. Ни для кого не секрет, что в России до сих пор закон, право отнюдь не являются главными регуляторами отношений в обществе. Равенство всех людей перед законом признано лишь формально.
Если в обществе действует принцип равенства всех людей перед законом, то признается гражданское равноправие женщин и мужчин. Если этот принцип существует лишь формально, то права женщин соблюдаются постольку, поскольку. Это последствие специфики российского развития в последние два века. В отличие от западных стран в России революция правосознания задержалась и затянулась. Здесь сначала произошел промышленный переворот, прошла индустриализация, и изменение положения женщин в советское время было связано именно с промышленным переворотом, а не с революцией правосознания. Проблематика прав женщин свелась в итоге в основном к признанию права женщин на труд и получение образования [7, c.304].
В отечественной литературе женское лидерство рассматривается как социально-культурная доктрина, направленная на гуманизацию общества. Однако мы должны констатировать, что в основу данного направления возложены в основном неотложные будничные проблемы, которые требуют своего практического решения.
Участие женщин в общественно-политических процессах: формы, проблемы, перспективы
- Полина Колобова
- Политология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Полина Колобова
Я – Полина Колобова, преподаю политологию, мне 38, опыт работы – 10 лет. Закончила ННГУ, факультет международных отношений и мировой истории. Написала 12 научных статей. Кроме основной работы занимаюсь репетиторством. Также работаю на сайте «Диплом777», помогаю учащимся в решении любых аттестационных работ по моей специальности. Очень люблю свою работу за возможность развивать и развиваться самой.