Мадонны мастера отличаются наличием характерных особенностей. Не зря Рафаэля считают певцом женской красоты [12]. У них всегда гладкие волосы, чистые овалы лиц с открытыми лбами и ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу единым плавным контуром. Спокойное равновесие композиции, точность и изящество рисунка, и яркость насыщенного светом колорита.
Менее удавалась Рафаэлю многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект («Положение во гроб»). В.Н. Гращенков писал по этому поводу, что в приемы «истории» легко сближались с репрезентативным строем алтарного образа [5]. Исследователь также полагает, что архитектоническое начало живописи мастера явилась следствием репрезентативной традиции, унаследованной из произведений Пьеро делла Франческа [5]. Это не могло быть иначе. Исторически сложилось так, что Рафаэль родился в одном их художественных центром конца XV столетия, где по приглашению правителя работали художники Италии, а также мастера других стран. Такое многообразие имело своё влияние на творческое развитие Рафаэля. Например, в подражании флорентийским мастерам, художник освоил мастерство выражения живого человеческого чувства и пластики человеческого тела.
Однако мастерство молодого художника растет: он стремится к еще большей пластичности в построении группы, монументальность его работ и особый драматизм поражают [12]. При всем этом, стоит отметить, что в произведениях Рафаэля отсутствует трагическая статика, лишенная движения жизни, столь присущая творчеству Микеланджело. Он превзошел всех в изображении пространства и создании монументальных, гармоничных и почти музыкальных в своем ритмическом построении композиций. Герои, произведений теряют черты земных мужчин и женщин и обретают тот «нежный и ангельский облик» [11]. Одежда и предметы убранства, изображаемые мастером, тяготеют к декоративному изяществу.
Позднее Рафаэль достигает высот в изображении портрета [8]. В данной области ясно видны реалистические тенденции его искусства, составляющие ценность произведений мастера. Рассматривая портреты мастера, стоит обратить особое внимание на ряд стилистических особенностей, характерных для портретного жанра Рафаэля. Его портреты в большинстве своем поясные или поколенные, лишенные импозантности. Автор изображает свои модели в спокойной позе в трехчетвертном повороте. Художник в большинстве своих портретов наделяет их благородством и спокойствием. При этом Рафаэль сохраняет яркость портретного сходства, подчеркивая неповторимость облика модели вариациями спокойной позы, манерой складывать руки, рисунком силуэта и цветовой гаммой.
Портреты Рафаэля условно можно поделить на две группы: ранние и работы зрелой поры творчества (Рим; 1508 — 1520 гг.) [8].
К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до его отъезда в Рим (1508 г.) и начала работ над фресками в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором [8]. В этот период творчества художник работает в родном Урбино, а окончательно его талант раскрывается, формируется и мужает во Флоренции под воздействием работ Леонардо да Винчи. К данному моменту хронологически относят портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», а также портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств.
В основе всего портретного искусства молодого мастера с самых первых работ лежит огромный труд. Недаром существует мнение о том, что гений есть только один процент таланта и девяносто девять процентов труда. Художник много рисует, особенно с натуры, постоянно исследуя и совершенствуя своё мастерство. В картинах Рафаэля, в отличие от картин Леонардо, всегда ясно ощущается контур, охватывающий всю форму, и только внутри его идёт проработка деталей и моделировка объёмов. Художник считал сходство с натурой одним из основных критериев характерных для портретного изображения, чем и владел мастер в полной мере. С самых первых произведений утверждалось это основополагающее качество художника — портретиста [6]. С 1508 года Рафаэль живет в Риме, куда прибыл по приглашению Юлия II [8]. Именно в Вечном городе мастерство Рафаэля достигает небывалых высот, а его портреты говорят о сформировавшемся художественном почерке [7, С.45].
Стоит отметить, что Рафаэль оставил свой след и в области архитектуры. Его деятельность стала своеобразной интермедией между творчеством Браманте и Палладио. После безвременной кончины первого Рафаэль стал главным архитектором собора св. Петра. Он составил новый базиликальный план и достроил ватиканский двор с лоджиями, который до этого начал покойный Браманте. Архитектурные сооружения в интерпретации Рафаэля отличаются благородством, сдержанностью форм и интимностью интерьеров. Тем не менее, автор связывал особенности участка и соседней застройки с размерами и назначением здания, а также с рисунком и рельефом фасадного декора, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. В этом ему помогло природное ощущение масштаба, пропорций и пространства. Образцы спроектированных им построек, сохранившихся до наших дней, показывают уровень высокого композиционного мастерства. Также как и живописи мастера, им присущи стройность, лаконичность и глубина творческой мысли.
К концу жизни деятельность мастера достигает творческой кульминации: художник достигает высочайшего уровня мастерства немыслимых для одного человека. Успех его был настолько велик, что искусство стали дифференцировать на две эпохи «до Рафаэля» и «после Рафаэля». Сам художник до последней минуты считал себя представителем умбрийской школы, опиравшейся на римскую античность [8]. Многие исследователи писали о его склонности к подражаниям, но на самом деле художник брал у своих наставников нечто определенное. Например, у Перуджино Рафаэль перенял стремление к идеальному типу красоты, у Леонардо — пространственный тип мышления. Всю жизнь творческую карьеру мастер сосуществовал с титанами своего времени — Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он не владел ни интеллектом первого, ни мощью второго, но был счастливым учеником и много усердно работал.
По сути, пытаться превзойти Микеланджело в изображении обнаженного тела пустая трата времени, и Рафаэль пошел своим путём: он стал красиво драпировать свои фигуры. Для достижения цели мастер соединил композиционные приемы Леонардо с характерными движениями Джорджоне. Таким образом, художник создал стиль, понятный и приятный всем без исключения. Искусство Рафаэля не что иное, как точка «золотого сечения» в сравнении с его вечно ищущими, мятущимися, страдающими от невозможности достичь идеала своими коллегами по живописи. В работе мастер постепенно достигал совершенства формы, ясности, уравновешенности, что характерно для римского классицизма. Рафаэль, бесспорно, был и остается гениальным мастером композиции. Так как в его творческое наследие всегда входили архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение (например, «Обручение Девы Марии»).
Творчество Рафаэля. Анализ картины «Обручение».
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.