На степень толерантности журналистских материалов влияют разные факторы: личная позиция автора, редакционная политика и позиция учредителей органа СМИ, политика государства, закрепленная в соответствующих законодательных актах. Содержание не дает возможности уверенно судить о том, каков образ мыслей тех, кто создает данный информационный материал, а также о том, как именно эти материалы воздействуют на адресатов.
По мнению Э.В. Чепкиной, в федеральных и региональных СМИ этническая характеристика персонажа упоминается, когда ей приписывается социальная значимость: этничность сопрягается с другими актуальными характеристиками тех, о ком идет речь. Как правило, само понятие «этничности» упоминается относительно редко. Гораздо чаще в описании персонажа на первый план выходят другие аспекты его социального статуса: профессиональная принадлежность (актер, строитель), принадлежность к определенному поколению (молодежь, «шестидесятники»), семейные связи (отец, брат, муж) .
Таким образом, показательными являются сами ситуации, когда журналисты от этого общего правила отступают и обращаются к этнической характеристике своих персонажей. Выделим, что этническая принадлежность героя (публикации, сюжета на ТВ) оказывается важна как знак какого-либо другого социального различия (культурного, морального) и нередко сопровождается негативной оценкой.
Приведем примеры таких «этнокультурных» информационных поводов, которые, чаще всего, встречаются в сюжетах на телевидении или в печатных изданиях.
Информация об этнокультурных праздниках. Такие материалы, обычно, воспринимаются положительно и им даются нейтральные оценки. Это относится к таким направлениям как: музыка, фольклор, театр, этническая кухня и тому подобное.
Упоминания героев криминальной хроники. Нередко в СМИ, при упоминании этнической принадлежности правонарушителя используются негативные оценки, что активизирует у аудитории формирование стереотипного мышления о той или иной национальности (например, от людей «чужой» национальности будет всегда исходить опасность).
Спортивные хроники. Информационные материалы о спортивных соревнованиях, особенно международных, содержат этнонациональные характеристики их участников. Такие оценки, как правило, нейтрально, но имеют значимую информацию: под флагом, какой страны выступает тот или иной спортсмен. Выделим, что в некоторых случаях тема спорта актуализирует этническую принадлежность персонажа в интолерантном ключе.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можем сделать вывод, что СМИ являются мощным фактором и инструментом влияния на формирование системы межэтнических отношений, а также создания определенной системы ценностей, в частности – толерантного отношения к другим национальностям. Создание этой системы ценностей, под влиянием СМИ, может происходить как с нейтральными и положительными оценками, так и с отрицательными.
От этих оценок будет зависеть и то, какие стереотипные (ассоциативные) образы возникнут в мышлении аудитории, которая является потребителем соответствующего контента.
В этом контексте стоит выделить, что, по мнению Г. Кузнецова: «Это значит, что СМИ могут быть прямыми участниками этнических конфликтов, зачастую действующими на основе прямого политического или финансового заказа. В не меньшей степени журналисты могут обострять межэтнические трения и доводить их до уровня противостояния за счет некомпетентного, неэтичного изображения этнических отличий в образе жизни и стиле поведения, создания негативных групповых и индивидуальных этнических образов
К сугубо деструктивным формам деятельности СМИ в сфере межэтнических отношений относятся: пропаганда ложных этнических мифов, одностороннее и тенденциозное изображение конфликтов на этнической, расовой или религиозной почве, употребление этнических лексем с обвинительной, устрашающей и унизительной окраской».
Следовательно, при использовании отрицательных оценок СМИ могут «спровоцировать» межэтнические конфликты, что является негативным результатом журналисткой деятельности.
ТВ как средство формирования этнической толерантности
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.