За К. Роджерсом, формированию ответственности способствует процесс уникального синтеза внутренних переживаний — восприятий, которые необходимо стимулировать в процессе психолого-педагогической работы. К. Роджерс в своих работах не делает описания и разъяснения механизмов становления ответственности, он лишь констатирует факт необходимости ее осознания и интеграции в структуру ценностных ориентаций личности. Представители гуманистического подхода выдвигают требования об обязательном наличии чувства ответственности как центральной личностной и профессиональной качества личности, работает в сфере «человек – человек». Понятие ответственности и самоактуализации взаимозаменяемы: в процессе самоактуализации человек становится ответственнее, а, повышая уровень ответственности, он, в свою очередь, повышает уровень самоактуализации.
Специфической характеристикой ответственности в теории А. Мас — лоу является то, что ее формирование чрезвычайно субъективное, ответственность выступает сугубо индивидуальным, внутреличностным качеством, относительно автономным от ценностей общества. Самореализация и способности в авторской теории являются основными атрибутами ценностной сферы личности [4].
По мнению Л. Колберга, достижения определенного уровня морального развития предполагает специфический опыт взаимодействия с социальной средой, а моральное сознание способствует наличию возможностей для принятия различных ролей.
Интересными являются исследования Ф. Хайдера, который в качестве критериев соответстственности принимает способность противостоять провоцирующим обстоятельствам, и дифференцирует прямые последствия действия от непреднамеренных, но предполагаемых.
Он выделяет следующие стадии ответственности:
— генерализованная ответственность, когда личность ответственна за любые последствия таких действий, в которых она принимала участие или с которыми была связана каким-либо образом;
— собственная ответственность, где индивид ответственен лишь за то , что им непосредственно сделано, независимо от результата (случайного умышленного или предполагаемого);
— дифференцированная ответственность, при которой субъект отвечает за любой предполагаемый результат действия, независимо от того, был он умышленный или нет;
— осознаваемая ответственность, когда личность ответственна не только за свои намерения и последствия их реализации, но и значение, которое она придает внешним факторам и которые вследствие этого так или иначе влияют на результат действия;
— полная ответственность, при которой индивид полностью ответственный за ход, результаты и последствия действия, какими бы не были условия ее протекания.
Исследователь рассматривает ответственность в зависимости от решающего значения внешних условий, при которых происходит действие, подчеркивая, таким образом, особое значение влиянию внешних обстоятельств как на результат поступка, так и меру ответственности личности.
Проведенный теоретический анализ психологических исследований позволяет констатировать, что ответственность — сложно организованное личностное качество, одна из наиболее общих свойств личности, которая имеет внешнюю и внутреннюю структуры.
Внешняя структура состоит из трех элементов: субъекта, объекта и инстанции. Внутренняя структура ответственности представлена во взаимосвязи компонентов: когнитивного (предвидение последствий собственной деятельности, правильное осознание личностью социальных норм ответственного поведения); эмоционально-мотивационного (осознание общественных целей и ценностей как лично значимых при осуществлении деятельности, мотивация социально-ответственного поведения, эмоциональное переживание по поводу дела, которое выполняется как компонент ответственности) и поведенческого (систематическое выполнение своих обязанностей, доведение порученного дела до конца, выбор и следование определенной линии поведения как компонент ответственности).
Таким образом, ответственность является свойством развитой личности, которая непосредственно связана со свободой выбора в поведении человека и является решающей в самореализации и самоактуализации личности. Становление ответственности связано с ростом интеллектуальных возможностей личности и ее сознания и проходит ряд стадий, от внешне-ориентированных форм проявления ответственности к внутренним, которые характеризуются ростом сознательности, критичности, мотивированности и опосредованности, поэтому требует дальнейших научных поисков.
Требуется увеличить антиплагиат путём добавления оригинального текста и переоформления уже готового.
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.