В оценке итогов развития системы образования в первой половине 1990-х годов присутствует не только восторженность. Многие исследователи помимо подведения положительных итогов, говорят о возникших трудностях, противоречиях и проблемах. А. Н. Поздняков отмечает, что сами реформы образования начала 1990-х годов действительно предполагали полное изменение отечественной школы. Однако, «их практическая реализация шла очень непросто, огромное количество проблем, носивших как объективный, так и субъективный характер, мешало этому». Добиться существенных изменений в системе образования к 1994 году не удалось.
Т. В. Малькова также подчеркивает, что на практике многие задумки начала 1990-х годов к 1994 году так и не были реализованы. Исследователь подчеркивает, что «практическая реализация реформы системы образования была существенно скорректирована общим характером проводившихся в стране рыночных преобразований… Развитие системы образования пошло весьма специфическим путем».
Некоторые специалисты указывают на проблемы реформаторской деятельности. Так Э. Д. Днепров считает, что уже в 1993 году началась стагнация образовательной реформы. Исследователь подчеркивает, что постепенно «задачи образовательной реформы, в том числе и социально-технологические, превращаются в псевдозадачи. Их решения – в псевдорешения. А сама образовательная политика – в псевдополитику». Разумеется, к положительным итогам в сфере образования подобные изменения привести не могли.
Некоторые исследователи связывают негативные итоги развития системы образования в начале 1990-х годов с полным отрицанием советского наследия. Так И. Д, Фрумин, Я. И. Кузьминов и А. Б. Захаров пишут: «демонтаж ряда конструкций советской школы привел к образованию пустот — прежде всего в содержании гуманитарного образования и в воспитательной работе, — которые не заполнены до сих пор. Это означает, что необходимо продолжить рефлексию наследия советской школы, не просто ликвидировать какие-то механизмы, но заменить их на другие, адекватные новым условиям социально-экономического развития». Отметим, что проблема «пустот» в образовании характерна не только для начала 1990-х годов, но и для современного этапа.
Таким образом, итоги преобразований в сфере образования в первой половине 1990-х годов были значительны. В России удалось создать новую систему образования с вариативным и развивающим обучением, отличающуюся личностным подходом и нацеленную на воспитание членов нового, демократического общества. В начале 1990-х годов были образованы многие новые учебные заведения, в том числе частные. В то же время на практике реформирование системы образования столкнулось с многочисленными проблемами.
Трансформация среднего образования в России с 1994 г по настоящее время
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.