По самому оптимистическому прогнозу Организации объединенных наций (ООН), к 2050 году численность населения России почти не изменится. Однако по более реалистичным прогнозам, она сократится примерно на 10 миллионов человек: до показателей 1978 года. Такие демографические сценарии неутешительны, но именно они должны задавать вектор движения социальной политики России и мотивировать власти уже сегодня пересмотреть и усовершенствовать подходы к решению проблем в этой сфере для того, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить естественный прирост населения.
В XXI веке естественный прирост населения России наблюдался только в 2013-2015 годах. Положительная демографическая динамика этих лет стала результатом политики, реализуемой по инициативе Президента РФ Владимира Путина, который в 2006 году предложил комплекс мер, направленных на улучшение материального положения и жилищных условий семей. В частности, с 1 января 2007 года в России реализуется программа «Материнский капитал» — форма государственной поддержки семей при рождении или усыновлении второго, третьего или последующих детей.
Начиная с 2016 года рождаемость снизилась, и естественный прирост сменился убылью населения. Так, в 2018 году разрыв в показателях смертности и рождаемости составил более 224 тысячи человек, а за первые четыре месяца текущего года численность российского населения сократилась на 150 тысяч человек.
В февральском послании к Федеральному Собранию глава государства назвал сложным демографический период, в котором в настоящее время пребывает Россия, однако напомнил, что в начале 2000-х годов еще более негативные тенденции в этой сфере удалось переломить. Речь идет о так называемом «русском кресте» — ежегодном превышении количества умерших над количеством родившихся, причиной которого стали высокая смертность и низкая рождаемость населения в 1990-е годы.
В своей речи Путин призвал гражданское общество, религиозные организации, политические партии и средства массовой информации уделять особое внимание укреплению семейных ценностей, поскольку «это вопрос нашего будущего». В связи с этим ОП РФ подготовила доклад «Демография-2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации», в котором описаны возможные и наиболее быстрые пути улучшения демографической ситуации в стране.
Одним из важнейших показателей уровня воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который обозначает число детей, приходящихся на одну женщину условного поколения. В новейшей истории России самые высокие данные по числу родившихся зафиксированы в 2014-2015 годах —более 1,9 миллиона детей в год. В указанный период СКР увеличился до 1,78 благодаря мерам поддержки рождения третьего и последующих детей, реализуемым в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией. Однако, начиная с 2016 года, данный показатель снижался, и в настоящее время составляет 1,58. Проведенное ОП РФ совместно с Международной лабораторией демографии и человеческого капитала ИПЭИ РАНХиГС исследование позволяет утверждать, что при сохранении показателя СКР 1,58 Россия будет находиться в процессе постоянной убыли населения вплоть до 2050 года.
Для достижения эффективных результатов в демографической политике государству необходимо тратить на соответствующие программы не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП), что для России составляет порядка двух триллионов рублей. Поскольку в настоящее время объем инвестиций в семейную политику не превышает 500 миллиардов рублей в год, шансы выхода России на показатель СКР выше 2 весьма незначительны.
Напомним, что ключевым условием для достижения естественного прироста населения в России является суммарный коэффициент рождаемости 2,05, то есть нынешний показатель должен увеличиться более чем в полтора раза. По мнению членов ОП РФ, работу над обеспечением демографического прорыва стоит начать с регионов Дальневосточного федерального округа, куда в том числе входит Сахалинская область, на опыт которой необходимо ориентироваться. Реализация нового пакета мер может быть проведена в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока, для этого потребуется порядка 72 миллиардов рублей дополнительных инвестиций.
В заключение первой главы можно сделать следующие выводы:
Специфика политики в области поддержки института семьи заключается в том, что она включает в себя элементы различных направлений государственной политики (экономической, жилищной, социокультурной, занятости, охраны здоровья, в сфере образования, в сфере предоставления услуг и др.) в интересах развития семьи. Решающее влияние на базовые характеристики семейной политики оказывают качественные и количественные показатели уровня жизни населения, демографическая ситуация в стране в целом и в регионах. Как следствие, разработка и реализация политики в области поддержки семьи в связи с ее многоаспектным характером требует разветвленной организационной структуры координационного управления различными направлениями.
Трансформация семьи в современных демографических условиях в РФ
- 2020-05-26
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.