Фактически разные теории и подходы, пытаясь объяснить сущность мотива и его соотношения с другими психическими явлениями, пошли путем выделения разных видов мотивов, чему не в малой степени способствовало утверждение принятого практически всеми учеными положения о реализации его всегда в конкретном виде деятельности. «Всегда зависит от конкретного вида деятельности, то есть задается контекстуально» [7, 25].
В этом плане важно подчеркнуть, что изучаются мотивы общения, власти и управления людьми, просоциального поведения, беспомощных действий, достижения и многие другие аспекты (Дж. Аткинсон, Д. Маклеланд, П. Миллер, Д. Винтер) [58]. Сообразно разным видам активности рассматриваются и виды мотивов: по их содержанию (общения, игры, учения, профессиональной деятельности), активности и устойчивости (ситуативные и длительно действующие), силы (сильные, умеренные, слабые).
Все это привело к образованию следующих направлений исследований мотива в психологической науке: анализ мотивов в контексте развития личности, их порождение и динамика, становление в целостном мотивационном процессе, относительно эффективности деятельности.
Последний аспект имеет особое значение. Обозначаются основные виды деятельности, о которых писали еще Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн (игра, учение и труд), которые имеют мотивационную основу. В рамках дипломной работы, следует подчеркнуть, что не только они, но и частные виды деятельности. Изучаются мотивы управленческой, инженерной, педагогической, научной, предпринимательской, спортивной, инженерной и иных видов деятельности (Н. А. Аминов, Е. А. Климов, Б. А. Фролов, Р. Х. Шакуров).
Выбор профессии выступает одним из частных видов деятельности. Его рассматривают в двух областях исследований: профессиональное самоопределение (Л. И. Божович, Е. И. Головаха, И. С. Кон, Ю. П. Поваренков) и принятие решения (Н.В. Андреев, Е.Ф. Василюк, С.Е. Пиняева).
Выбор профессии можно рассматривать как такую деятельность, которая составляет суть профессионального самоопределения, начинается с первых профессиональных намерений. Выбрав определенную сферу, субъект стремиться ее освоить и приобрести черты профессионала [4]. При этом выбор выступает критическим моментом, а также может проходить ревизию, меняться. Помимо выбора профессии субъект еще и выбирает место работы, специализацию, возможность переподготовки и т.п. [22]. Содержание деятельности, которую он для этого осуществляет, определяется этапом профессионального самоопределения [25]. Но в любом случае зависит от мотивации и ценностей личности, регулируется ими.
Мотив он в определенной мере осознается, в этой связи интерес для квалификации и влияния на тот вид деятельности, который он побуждает, составляет рассмотрение осознаваемого и неосознаваемого планов мотивации. Тем более, что относительно выбора профессии для науки как раз до сих остается неясным вопрос о том, как субъект оперирует различными мотивационными образованиями в данном процессе [21]. В частности, если рассматривать выбор профессии как процесс принятия решения, то на отдельных его этапах, мотивы могут представать более отчетливо (осознание проблемы, проверка решения), а на иных – не осознаваться и вообще значительно меняться, переходя в потенциальное состояние (разрешение, коррекция выбора) [44].
Все это требует рассмотрения совокупности мотивов и их структурирования, соотнесения между (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, А. К. Маркова, К. К. Платонов Е. И. Савонько и др.) [22; 33].
Трансформация целей и мотивов школьников 9 и 11 классов
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.