Расположение государства также оказывает определенное влияние на форму правления косвенно. Наличие выхода к морю, полезных ископаемых, особенность территории государства, единство и целостность территории государства, отсутствие анклавов и проч. оказывает влияние на экономические факторы, влияющие на форму правления в государстве.
Экономические факторы. В рамках классического подхода, в обществах, не имеющих прочных экономических связей, появляется потребность в сильной централизованной стабильной власти, естественной формой правления которой становится монархия. В свою очередь, общества, основанных на отношениях экономического обмена между свободными, политически эгалитарными субъектами (собственниками) свойственна республиканская форма правления. В аналогичных связках влияние оказывают экономический уклад, уровень экономического развития общества, тип и характер производственных отношений, степень экономической стабильности общества и проч. Так, монархической форме правления более свойственна одноукладная, ресурсная экономика, низкий уровень экономического развития общества, а республиканской форме правления, наоборот, многоукладная производящая экономика соответственно.
Социально-политические факторы, которые выражаются в наличии и расстановке политических сил в обществе, степень их организации, социальной поддержки (чьи интересы эти политические силы выражают), какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти, а также доминирующая государственная и общественная идеологии по поводу управления государством (например, идеи реставрации монархии в России, хотя и культивируются рядом монархических движений, идеологически населением практически не поддерживаются). Исходя из этого, социально-политические факторы предопределяют, какую политическую идею, а, следовательно, форму правления поддерживает общество. Например, реставрация монархии в Испании после режима Франсиско Франко.
Серьезное влияние также оказывает уровень политического сознания и политической культуры общества, а также степень политической активности населения. Более политически культурное общество стремиться к республиканской форме правления. В свою очередь, элементами и, соответственно, факторами политической культуры выступают степень политической стабильности общества, а также характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и проч.).
Социально-духовные факторы, в котором находят свое отражение отношение государства к религии (отделение церкви от государства свойственно республикам, сближение – монархиям), а также национальный состав населения – моноэтнические государства более склонны к монархической форме правления, многонациональные государства способны учитывать и защищать интересы всего своего многонационального народа посредством республиканской формы правления.
Социально-исторические факторы, которые выражаются в историческом развитии государства, менталитете общества, их традициях, обычаях, общей культуры, которые способны предопределять форму правления в стране. Большинство из ныне существующих монархий являются данью социально-исторического фактора – как дань устоявшейся традиции управления.
Фактор политического режима, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве. Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно – историческим условиям того или иного государства.
Внешнеполитические факторы которые представляют собой: 1) политическое окружение государства; 2) внешнеполитическое заимствование, ввиду взаимодействия и восприятия тех или иных элементов формы государства, в том числе и формы правления (зачастую это является политико-правовым обменом опытом); 3) внешнеполитическое давление (внешнеполитическое навязывание), посредством которого одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.
Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях. Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.
Итак, форма государства – это определенная структура устройства страны, которая включает в себя территориальную организацию, способы образования и взаимодействия государственных органов, методы осуществления власти, что позволяет проводить государственную политику. Одним из элементов формы государства является форма правления. Форма правления представляет собой систему организации органов государственной власти, а также порядок их формирования, взаимоотношений между собой.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
Традиционные и нетипичные формы правления
- 2020-05-16
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.