Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Содержание

Введение

1. Теоретические основы торговли

1.1 Понятие и сущность торговли

1.2 Функции торговли

1.3 Виды торговли

1.4 Организационные формы торговли

2. Правовое регулирование торговой деятельности

2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления

2.2 Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования

3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь

3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 года

3.2 Перспективы развития торговли

3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

торговля государственный регулирование беларусь

Введение

Тема данной курсовой работы “Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования” очень актуальна на сегодняшний день, так как торговля в Республике Беларусь занимает весомую часть в экономике страны: она участвует в формировании ВВП на 11,1%. Хотя наше государство не такое большое по сравнению с другими странами Европы, различные показатели в торговле повышаются, а, следовательно, улучшается и состояние отрасли. Рост показателей торговли свидетельствует о ее развитии.

Целью данной курсовой работы является изучение общего понятия торговли как экономической категории, её виды и формы, а также современное состояние торговли в Республике Беларусь и перспективы развития.

Для изучения данной цели были поставлены следующие задачи:

· дать понятие торговли в различных аспектах

· изучить правовое регулирование торговой деятельности

· исследовать современное состояние торговли в Республике Беларусь и тенденции ее развития

Для достижения поставленных задач была использована литература таких авторов, как Валевич Р.П., Максименко Н.В.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

1. Теоретические основы торговли

1.1 Понятие и сущность торговли

Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.

Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства.

Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи, все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним – обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.

Торговля как вид предпринимательской деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь “О торговле” от 28.07.2003. В статье 2 данного Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи. Как вид предпринимательской деятельности торговля выделена в самостоятельную отрасль экономики, что обусловлено общественным разделением труда и характером обращения товаров народного потребления. Обособление выражается в создании материально-технической базы (магазины, мелкорозничная сеть, кафе, бары, рестораны, склады, хранилища, комплексы торгового оборудования) и авансировании оборотных средств для закупки товаров и других товароматериальных ценностей.

Однородность торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.

Торговля обладает также способностью к адаптации , т.е. стремлением к такому, изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью. В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.

Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве.

В современных условиях торговля осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях конкуренции.

1.2 Функции торговли

Двойственный характер товара обусловливает раздвоение и функций торговли.

Как экономическая категория торговля выполняет следующие функции:

· обеспечивает реализацию стоимости товаров и возмещение на этой основе затрат труда на их производство. Предприятие получает прибыль лишь после реализации товара, когда товарная форма стоимости меняется на денежную;

· способствует удовлетворению потребностей населения в разнообразных товарах путем реализации последних как потребительных стоимостей;

· содействует обеспечению воспроизводства рабочей силы. Торговля завершает процесс движения товара, цель которого — удовлетворение потребностей человека, необходимое для его нормального функционирования как биологического и социального организма.

Товары как потребительные стоимости реализуются ради удовлетворения потребностей населения в конкретных предметах потребления.

Как вид предпринимательской деятельности торговля наделена функцией обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства: через нее произведенные товары доводятся до потребителей, осуществляется товародвижение, выполняется ряд производственных и непроизводственных функций.

К производственным функциям торговли относятся операции, связанные с завершением процесса производства и имеющие отношение к сфере обращения: упаковка, фасовка, хранение, транспортировка товаров и т.д.

К непроизводственным функциям торговли относятся изучение и формирование спроса, реклама товаров, организация учета и отчетности, проведение маркетинговых мероприятий и др.

1.3 Виды торговли

В Законе Республики Беларусь “О торговле” (2003) и Гражданском кодексе Республики Беларусь (1998) определены следующие виды торговой деятельности:

· оптовая торговля — вид торговли, осуществляемый с целью последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием;

Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п.

Торговые организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады; организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.

· розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин).

· общественное питание — вид торговли, включающий в себя производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без предоставления сопутствующих услуг населению; Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.

· оптово-розничная торговля — торговая деятельность, осуществляемая оптовым предприятием, которое имеет большие складские площади, и предусматривающая отдельный учет по розничной и оптовой торговле;

· торгово-посредническая деятельность — деятельность предприятия, выполняющего функции посредника между производителями и конкретными продавцами;

· производственно-коммерческая деятельность, разделяемая на два подвида:

а) производственно-торговая — деятельность предприятия, в составе которого имеются фирменные магазины;

б) торгово-производственная — деятельность торгового предприятия, имеющего собственные производственные цехи.

1.4 Организационные формы торговли

Формы осуществления торговли следующие:

• комиссионная торговля – оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии;

• торговля на конкурсах – оптовая торговля, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия.

• торговля на аукционах – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену;

• торговля по образцам – оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках;

• торговля с использованием автоматов – розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых автоматов;

• выездная торговля – оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта;

• посылочная торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи каталогов и иных информационных источников;

• биржевая торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заключением на биржевых торгах договора купли-продажи;

• торговля на ярмарке – оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях;

• электронная торговля – заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей;

• торговля на рынке;

• иные формы, не запрещенные законодательством.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 г. № 384 определены Правила осуществления розничной торговли отдельными товарами и общественного питания.

2. Правовое регулирование торговой деятельности

2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления

Рыночная экономика не исключает полностью государственного регулирования, под которым понимается комплексная система осуществляемых государством мер по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики в целом и бизнеса, в частности. Вмешательство государства в функционирование рыночных механизмов основывается на комплексе элементов различных теорий регулирования — кейнсианства, монетаризма и конвергенции социально-экономических систем. Данные теории хотя и разработаны для рыночной экономики, но в чистом виде не применялись. Они предполагали использование в зависимости от стадии развития общества.

Воздействие государства на сферу товарного обращения с целью сбалансирования спроса и предложения осуществляется в следующих направлениях:

· управление налоговой и денежно-кредитной политикой;

* регулирование цен и тарифов на отдельные социально значимые товары и услуги;

введение квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;

установление социальных, гуманитарных и экологических норм;

определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, представляемой в государственные органы;

разработка системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики (например, программы поддержки малого бизнеса) и т.д.

В Законе Республики Беларусь ” О торговле ” (2003) в главе 4 содержится перечень принципов, ограничений и мероприятий по поддержке и содействию торговле, которые можно сгруппировать в три блока:

правовой (антимонопольное законодательство, правила сертификации продукции, регламент проведения государственных закупок, правила работы бирж и т.д.);

финансово-экономический (налоги, кредиты, льготы, дотации, государственные программы и др.);

социальный (уровень минимальной заработной платы, размеры пенсий, пособий, выплат и т.д.).

Государственное регулирование основывается на двух группах методов:

прямых (законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование, государственный заказ);

косвенных (налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.).

Задача государственных органов — последовательно и систематически в пределах своих полномочий в области торговли проводить следующую работу:

создавать условия для эффективной деятельности субъектов торговли;

поддерживать инвестиционную деятельность, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, проведение научных исследований и внедрение их результатов, а также новых технологических процессов;

привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;

обеспечивать реализацию программ демонополизации торговли;

поддерживать и развивать предпринимательство;

формировать стабилизационные фонды товаров;

содействовать приватизации объектов торговли;

способствовать освоению экономически малоэффективных торговых зон, расположенных в отдаленных местах проживания граждан, труднодоступных пунктах приложения их труда, экологически неблагоприятных районах;

создавать и развивать отраслевые и территориальные ассоциации, союзы торговых организаций;

стимулировать торговлю посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иных экономических мер в соответствии с законодательством.

Благодаря такой деятельности государственных органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.

Основными полномочиями местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли являются:

разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

принятие (в пределах их компетенции) нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;

осуществление государственного контроля в области торговли;

применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

* иные полномочия в соответствии с законодательством.

Закон Республики Беларусь “О защите прав потребителей” (2002) регулирует правовые, экономические и организационные основы в области защиты прав потребителей при розничной торговле. Данный закон устанавливает права граждан на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; на получение информации о товарах и их изготовителях; на просвещение в области защиты прав потребителей; на государственную и общественную защиту интересов последних.

Правила торговли, утвержденные государственными органами, устанавливают единые требования для частных, государственных и кооперативных организаций торговли.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 724 “О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики” утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью (260 м2 на 1000 человек) и местами в общедоступной сети объектов общественного питания (не менее 15 мест на 1000 человек).

2.2 Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования

Правительство республики ежегодно принимает решение о создании стабилизационного фонда продовольственных товаров на межсезонный период и формировании цен на продукцию растениеводства, разрабатывает порядок организации и проведения конкурсных торгов для закупки товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения государственных нужд.

Повышению эффективности политики государственного регулирования в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания должны способствовать следующие меры макроэкономического характера:

обеспечение единых подходов при осуществлении государственного регулирования торговой деятельности и деятельности товаропроизводителей;

совершенствование института собственности, других институтов рыночной инфраструктуры (в том числе рынков товарных, информационных и консультационных услуг), развитие конкуренции, разработка Программы поддержки малых и средних организаций в период трансформации торговой сети под воздействием глобализационных процессов;

содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг;

совершенствование национальной системы управления качеством, приближение ее к международным стандартам; отказ от системы квотирования потребительских товаров;

пересмотр критериев технического регулирования, в том числе касающихся лицензирования деятельности субъектов предпринимательства;

переход к свободному ценообразованию при соответствующем государственном контроле за ценами предприятий-монополистов и ценами на социально значимые товары;

совершенствование амортизационной политики в направлении повышения заинтересованности торговых организаций и предприятий общественного питания в приобретении нового современного оборудования и внедрения прогрессивных технологий;

оптимизация механизма налогообложения организаций торговой сферы и предприятий бытового обслуживания;

повышение уровня компетентности государственных служащих в вопросах государственного регулирования и рыночной экономики; разработка государственной политики, направленной на формирование рыночной этики и идеологии, уважения предпринимательства;

активное содействие открытию всевозможных школ торгового бизнеса, курсов повышения квалификации для высшего и среднего управленческого звена, торгово-оперативного персонала;

стимулирование пропаганды здорового образа жизни и высокого качества потребления среди населения республики, поддержка рекламы отечественных товаропроизводителей;

содействие повышению экономической и потребительской грамотности населения, совершенствование законодательной базы торговли, трансформация полномочий и функций органов государственного регулирования, защита прав индивидуальных предпринимателей и потребителей.

Реализация перечисленных мер совершенствования политики государственного регулирования будет содействовать дальнейшему развитию торговли и рыночных начал в экономике, повышению национальной экономической безопасности, эффективному вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество, улучшению качества жизни ее населения.

3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь

3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 гг.

Роль торговли и общественного питания в стране весома: отрасль формирует 11,1% в ВВП страны, занимая второе место после промышленности. В 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, до 69,7 трлн. белорусских рублей: в торговле — на 17,5%, до 66,5 трлн. белорусских рублей, в общественном питании — на 10,3%, до 3,2 трлн. белорусских рублей. За минувшую пятилетку число работников в отрасли выросло на 17%, до 700 тыс. человек (14,2% от всех занятых в экономике). Торговая сеть расширена на 590 тыс. м2 (в прошлой пятилетке — на 161 тыс. м2). В результате обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г.

В общественном питании число мест за 2006-2010 гг. возросло на 40,9 тыс., в то время как за предыдущую пятилетку на 55,8 тыс. В результате обеспеченность общедоступными объектами питания в республике достигла 25 мест на 1 тыс. жителей. Объем бытовых услуг населению за январь-ноябрь 2010 г. увеличился на 19,2%, в 2,6 раза в сравнении с 2005 г.

Однако в Министерстве Торговли признают, что, несмотря на рост розничного товарооборота, рентабельность продаж за 11 месяцев 2010 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 0,1 п.п., до 2,8%, причем отрицательная динамика этого показателя наблюдается уже четвертый год. Таким образом, эффективность работы отрасли не повышается. За 5 лет введен в эксплуатацию 31 крупный торговый объект вместо 44 планируемых.

Зарплата в торговле увеличилась в 2010 г. на 12,3%, до 1,358 млн. белорусских рублей при задании 1,370 млн. Электронной платежной системой пользуются лишь 8% покупателей против ожидаемых 30%. Велико число претензий потребителей к качеству товаров и услуг, уровню обслуживания, особенно на селе.

Убыточных организаций в 2010 г. насчитывается 5,5% от общего числа торговых предприятий, сумма их убытка выросла на 13,3%. Обеспеченность собственными оборотными средствами в отрасли составляет 6,1% при нормативе 10%, а почти половина торговых организаций не имеет их вообще. Одна из причин этого — социальная функция розницы и государственное регулирование цен на социально значимые товары. Другой фактор — низкая оборачиваемость товарных запасов. В 90-е годы она выросла с 35 до 36 дней, а в “нулевые” — до 40. Цена этих четырех дней — 560 млрд. белорусских рублей. Низка и все больше замедляется оборачиваемость многих продовольственных и непродовольственных товаров. Сейчас остатки верхней одежды и трикотажа могут обеспечивать бесперебойную торговлю в течение трех месяцев, обуви, косметики и чулочно-носочных изделий — двух. Это также снижает рентабельность и ведет к росту кредиторской задолженности предприятий.

В 2010 г. удельный вес импорта в объеме реализации продовольственных товаров по республике составил 16,6% против 15,9% в 2009 г. За 11 месяцев 2010 г. в страну ввезено потребительских товаров почти на 5 млрд. USD, на 21% больше, чем в январе-ноябре 2009 г. За год было продано 59,4% отечественных промышленных товаров (60,7% в 2009 г.). Минчане покупают лишь 19% отечественных стиральных машин, 16% парфюмерно-косметической продукции, 20,5% моющих средств. В то же время из предложенных Министерством Торговли производителям 312 наименований импортозамещающих товаров в 2010 г. освоено лишь 57, что составляет 5% от объема товаров, по-прежнему завозимых из-за рубежа. Объем продаж отечественной продукции в 2010 году рос благодаря Указу от 6.07.2009 № 371 “О льготном потребительском кредитовании”.

За 9 месяцев 2010 г. в развитие торговли было направлено 1 трлн. белорусских рублей, на 36% больше, чем год назад, в основном собственных или кредитных средств. Сейчас финансовые возможности капитальных вложений у большинства организаций исчерпаны. При этом за 9 месяцев 2010 г. отрасль привлекла 48,2 млн. USD ПИИ.

Розничный товарооборота в январе-феврале 2011 года

За январь-февраль 2011 года объем розничного товарооборота торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации, составил 11758,9 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 21,5% (январь-февраль 2010 г. – на 11,1%).

Розничный товарооборот торговли через все каналы за январь-февраль 2011 г. составил 11173,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с январем-февралем 2010 г. в сопоставимых ценах на 22%.

Снизился в целом по республике на 2,3 процентных пункта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, удельный вес товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков в розничном товарообороте торговли через все каналы. За январь-февраль 2011 года он составил 25,2%. Наиболее высокий удельный вес в Гродненской (27,7%), Витебской (26,5%) областях и в г. Минске (26,8%).

В текущем периоде отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (104,9%), удельный вес которых составляет 15,4% в розничном товарообороте торговли.

Доля товарооборота по торговым организациям государственной формы собственности составила 14,1%, что на 1,2 процентных пункта ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота этих организаций увеличился на 17,4%.

Темп роста розничного товарооборота торговли и общественного питания организаций потребительской кооперации – 110,1% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 11,1%).

По организациям общественного питания обеспечен темп роста товарооборота к уровню предыдущего года на 12,5%. Удельный вес продукции собственного производства составил 99,8%.

В январе-феврале 2011 г. населению увеличилась продажа пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 18,5%, непродовольственных товаров – на 25,1%. В розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в январе-феврале 2011 г. составил 52,2% (в январе-феврале 2010 г. -50,4%), непродовольственных товаров – 47,8% (в январе-феврале 2010 г. -49,6%).

Доля продажи товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе-феврале 2011 г. составили 73,7%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 83,6%, непродовольственных товаров – 58,4%. Товарные запасы по состоянию на 1 марта 2011 г. увеличились на 5 дней по сравнению с началом года и снизились на 5 дней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и обеспечивают 45 дней торговли.

Таблица № 1 “Розничный товарооборот через все каналы реализации по областям и г. Минску за январь-февраль 2011 года” (млрд. руб.)

Примечание. [5, Главная > Статистика и аналитические материалы >Розничный товарооборот]

3.2 Перспективы развития торговли

В декабре 2010 г. в Минске состоялось четвертое Всебелорусское собрание, на котором определялась Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Согласно этой программе к 2015 г. на 1 тыс. белорусов будет приходиться 600 м2 торговой площади, что соответствует нынешнему уровню Чехии, Польши и России.

Один из приоритетов развития торговли — вытеснение импорта с белорусского рынка (23,4% в общем объеме продаж). Анализируя отраслевые программы импортозамещения, в министерстве пришли к выводу, что развитие производства потребительских товаров, аналоги которых импортируются, в ближайшее время не планируется. Чтобы увеличить темп обновления потребительских товаров, министерство планирует наладить более тесную кооперацию промышленности и торговли, проводить совместные акции по изучению спроса.

Первостепенной задачей остается привлечение прямых иностранных инвестиций. Чтобы довести этот показатель к 2015 г. до 170 млн. USD, местным органам власти поручено провести ревизию неиспользуемых объектов недвижимости и составить предложения по продаже их за 1 базовую величину, а информацию о госимуществе, которое можно сдать в аренду, разместить на сайтах исполкомов. Подчиненные Министерству Торговли организации должны в ближайшее время утвердить и представить перечни инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.

Внешнеторговая деятельность будет направлена на развитие товаропроводящей сети за рубежом. Вслед за белорусско-армянским торговым домом в Ереване в 2011 г. откроются торгово-выставочные и информационно-маркетинговые центры в Венесуэле, Туркменистане и других странах.

Внутренний рынок ждет насыщение крупными торговыми объектами и сетевыми структурами.

Инфраструктура торговли и общественного питания будет расширяться за счет передачи ритейлу первых этажей зданий и жилых домов.

В области внешнеэкономической деятельности особое внимание будет уделено повышению эффективности внешнеторговых связей и обеспечению их сбалансированности. Рост экспортных поставок будет обеспечен, прежде всего, за счет повышения эффективности действующих предприятий и создания новых экспортоориентированных производств. Сохранится многовекторность внешнеэкономической политики. Продолжится политика освоения новых рынков сбыта и усовершенствования системы продвижения белорусской продукции на внешние рынки. Активизируется работа по созданию филиалов белорусских предприятий за рубежом.

3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях

1. Постоянный рост розничного товарооборота, обеспеченный ростом денежных доходов населения и объемов производства отечественных товаров и сельхозпродуктов. При этом в последние годы в составе розничного товарооборота наблюдается увеличение доли организованной торговли и сокращение — неорганизованной. Растет товарооборот частных организаций и индивидуальных предпринимателей на фоне снижения государственной торговли: доля товарооборота частных предприятий и индивидуальных предпринимателей в 2010 году составляет 83,9%.

2. Изменение структуры товарооборота. Повышение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота.

3. Рост доли продажи более ценных в питательном отношении продуктов питания (овощи и бахчевые, фрукты, мясо, яйца) при одновременном замедлении темпов продажи хлебопродуктов, сахара, картофеля в структуре торговли продовольственными товарами. По результатам бюджетного обследования семей, потребление мясопродуктов возросло с 69 кг на душу населения в 2007 г. до 77 кг в 2009 г., яиц соответственно с 275 до 284 шт., овощей и бахчевых — с 141 до 146 кг.

4. Изменения в структуре товарооборота непродовольственного сектора. Более высокими темпами, чем в легкой промышленности, возрастает продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.

5. Увеличение количества торговых организаций и расширение их торговых площадей. Норматив государственного социального стандарта по обслуживанию населения в области торговли выдерживается как по республике в целом, так и по отдельным областям и Минску обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г. Однако этот показатель значительно уступает среднеевропейскому (650 м2), США (1200 м2) и Москвы (520 м2). Для дальнейшего развития торговли предусматривается укрупнение торговых объектов.

6. Финансовое оздоровление организаций торговли, повышение уровня ее рентабельности, снижение доли убыточных магазинов. Вместе с тем все еще остаются низкими показатели платежеспособности торговых организаций и их обеспеченности собственными оборотными средствами. По оценкам экономистов, в 2007 г. только в Минске рентабельность реализации в розничной торговле составила 20,7 %, а, например, в Минской области — всего 5,4, Могилевской области — 7,6 % .

7. Рост инвестиций в основной капитал торговли. Если в 2000 г. доля инвестиций в торговлю составляла 2,6 % общего объема вложений во все отрасли экономики, то в 2007 г. она повысилась до 5,5 %.

8. Увеличение численности работников торговли. В 2000 г. доля этой категории занятых в экономике Беларуси составляла 12 %, в 2010 г. — 14,8%.

9. Глобализация и интернационализация экономики. Привлечение инвестиций в отрасль способствует дальнейшему внедрению современных технологий в сферу торговли и общественного питания. В Беларуси строятся гипермаркеты, создаются условия для развития сетевой розничной торговли. В Минске появились торговые структуры “Рублевский”, “Копилка”, “Аксис”, “Соседи”; в Витебске — “Веста”, “Витебские продукты”, “Ника”; в Бресте — “Продтовары”. Продолжает расти сеть предприятий быстрого обслуживания и придорожного сервиса. Расширяется сфера применения биржевой и электронной торговли, накапливается опыт проведения конкурсных (тендерных) торгов. Есть реальные перспективы у таких сегментов инфраструктуры и методов продажи, как оптовая торговля, выставочно-ярмарочная деятельность, система безналичных расчетов, современные информационные технологии и т.д.

10. Увеличение в товарообороте доли импортных товаров. Но в интересах продовольственной безопасности мировая практика ограничивает долю импорта по продовольственным товарам на уровне 25–30 %. Дальнейшее развитие внутренней торговли предполагает следующие меры:

· усиление влияния торговых организаций на производителей товаров по обновлению ассортимента и повышению качества товаров;

· повышение эффективности работы всех звеньев торговли на пути продвижения товара от промышленности до покупателя, содействующее ускорению оборачиваемости капитала;

· совершенствование методов, форм и нормативно-правовой базы в области регулирования сферы торговли и ее инфраструктуры;

· обеспечение конкурентной среды на потребительском рынке страны, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;

· привлечение инвестиций и новых технологий для повышения качества обслуживания населения;

· осуществление финансово-экономического оздоровления торговли, содействие росту заработной платы и доходов в отрасли;

· развитие сельской торговли в соответствии с принятой Программой возрождения и развития села.

Заключение

Торговля – отрасль народного хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи.

Правовое регулирование торговли осуществляется государством. Задачей государственных органов является последовательно и систематически в пределах своих полномочий проводить работу, направленную на создание условий для эффективной деятельности субъектов торговли, поддержание инвестиционной деятельности, проведение научной деятельности, стимулирование торговли, поддержание предпринимательства, создание союзов торговых организаций .

Благодаря такой деятельности государственных органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.

На современном этапе торговля в Республике Беларусь также развивается и улучшает свои показатели: в 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, за минувшую пятилетку число работников в отрасли выросло на 17%, торговая сеть расширена на 590 тыс. м2 , в общественном питании число мест за 2006-2010 гг. возросло на 40,9 тыс., объем бытовых услуг увеличился на 19,2%.

В перспективах развития торговли на 2011-2015 гг. планируется расширение торговых площадей, инфраструктуры торговли, привлечение новых инвестиций, развитие внешнеторговой деятельности.

Список использованных источников

1. Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 “О торговле”

2. Экономика предприятий торговли: учебное пособие/ Н.В.Максименко, Е.Е.Шишкова, Минск: Вышэйшая школа, 2005.

3. Экономика организаций торговли: учебное пособие/ Р.П.Валевич, Минск: БГЭУ, 2010.

4. “Национальная экономическая газета” № 8, 1 февраля 2011 г.

5. Сайт Министерства торговли Республики Беларусь www.mintorg.gov.by

6. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь www.belstat.gov.by

Николай Пахомов
Николай Пахомов
Закончил СПбГУП, факультет журналистики. В университете преподаю около 20 лет, являюсь доктором наук. Поскольку нагрузка на основной работе небольшая, я решил помогать студентам в компании «Диплом777». Выполняю заказы по написанию дипломных и курсовых проектов. На сайте зарегистрирован с 2015 года.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜