Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. СТРУКТУРА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Отрасли топливно-энергетического комплекса занимают значительное место в народном хозяйстве Республики Беларусь. Топливно-энергический комплекс включает системы добычи, транспорта, хранения производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов нефтепереработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.

Республика Беларусь относится к странам, не обладающим запасами собственных энергетических ресурсов. Основные энергоресурсы – природный газ, нефть и уголь – импортируются и поэтому в процессе импорта и потребления возникают проблемы по регулированию его деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, можно говорить, что данная тема курсовой работы имеет актуальность.

Объектом исследования данной курсовой работы является топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.

Предметом исследования являются проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы – характеристика топливно-энергетического комплекса как структуры и анализ проблем, возникающих в ходе регулирования его деятельности.

Основные задачи курсовой работы следующие:

– характеристика структурных элементов топливно-энергетического комплекса;

– описание проблем и перспектив развития топливной промышленности в Республике Беларусь;

– характеристика электроэнергетики Республики Беларусь;

– выявление проблем регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса.

Источниками базы проводимого исследования служат научная и методическая литература по исследуемой проблеме, нормативные акты.

1. Структура топливно-энергетического комплекса и его роль в экономике Республики Беларусь

Структуру отраслей в любой стране определяют следующие факторы:

– способы производства, предопределенные общественными историческими условиями;

– экономическая политика;

– наличие естественных природных ресурсов;

– изменение структуры потребностей;

– научно-технический прогресс и уровень образования;

– развитие специализации, кооперации, концентрации, комбинирования;

– темпы развития и роль в расширенном воспроизводстве;

– место страны в мировом общественном разделении труда;

– необходимость поддержания уровня внутренней и внешней безопасности страны [12, с. 38].

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает:

– систему снабжения природным газом;

– энергосистему, производящую электроэнергию и тепловую энергию;

– нефтедобычу и нефтепереработку с системой нефте- продуктопроводов;

– добычу торфа и производства торфобрикета;

– другие отрасли.

Управление отраслями ТЭК РБ осуществляют Минэкономики, концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим», «Белтрансгаз» [7, с. 7-8].

Топливно-энергетический комплекс тесно связан с другими межотраслевыми комплексами. Он использует продукцию машиностроения, производит значительную часть сырья для химико-лесного комплекса, перевозку его грузов обеспечивает транспортный комплекс, а строительный — модернизацию и создание новых производственных фондов.

В ТЭК Беларуси выделяют:

1) топливную промышленность (нефтяную, газовую, торфяную);

2) электроэнергетическую промышленность. ТЭК имеет развитую производственную инфраструктуру, включая сеть нефтепроводов и газопроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии электропередач.

Управление развитием топливно-энергетического комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь, концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», ОАО «Белтрансгаз», Комитет по энергоэффективности при Совете Министров, концерн «Белнефтехим».

На рубеже XXI в. в топливно-энергетическом комплексе страны происходят существенные структурные сдвиги, отражая не только степень использования тех или иных энергоносителей, но и научно-технические, социальные, организационные и производственные сдвиги в национальной экономике. Индустриальное развитие Беларуси прежде всего сказалось на повышении удельного веса отраслей, обеспечивающих преобразование отдельных видов топлива и энергии, что соответственно ведет к уменьшению доли прямого сжигания топлива. Углубление электрификации во всех сферах экономики, рационализация энергетического хозяйства определили повышение удельного веса электроэнергетической промышленности в валовой продукции ТЭК в 1990–1995 гг. Сказались также такие процессы, как рост тарифов на электрическую и тепловую энергию, резкое сокращение (почти в 3 раза) объемов переработки нефти. Доминирующими отраслями ТЭК в перспективе по-прежнему останутся электроэнергетика и нефтеперерабатывающая промышленность.

На всех этапах индустриального развития Беларуси одной из важнейших проблем является укрепление топливно-энергетической базы. Первоначально она решалась в значительной степени за счет использования местных видов топлива, особенно торфа. Еще в 60-е гг. XX в. доля торфа в структуре топливно-энергетического баланса республики составляла около 40 % . Расширение объемов производства, рост энергоемкости продукции вызвали необходимость увеличения поставок в Беларусь более экономичных и эффективных видов топлива. Нефть и природный газ в 80–90 гг. XX в. стали на две трети формировать топливно-энергетический баланс республики, в отдельные годы значительное место занимал уголь, а роль торфа постепенно снизилась до 3 %. Одновременно усиливается зависимость экономики Беларуси от внешних поставок энергоносителей.

Природный газ и нефтетопливо (мазут) занимают доминирующее положение, их доля в топливном балансе составила 88,7 % , особенно велик удельный вес природного газа. Политика искусственного сдерживания цен на газ, в отличие от цен на уголь, нефть и мазут, привела к тому, что в конце 90-х гг. XX в. газ стал дешевле угля в среднем в 1,5–2 раза и мазута — в 3,5–4 раза. В итоге рост потребления газа как наиболее дешевого вида топлива был экономически оправданным, и в топливном балансе страны его доля составила около 75 %.

Нефтяная промышленность занимает ведущее место по значению и объему выпускаемой продукции в составе ТЭК. Беларусь — одна из немногих стран Европы, в экономике которых сочетаются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая подотрасли (доминирует нефтепереработка).

Нефтедобывающая промышленность специализирована на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки. В 1965 г. на Речицком месторождении была получена первая белорусская нефть. В 1966–1970 гг. введены в эксплуатацию Осташковичское, Вишанское и Давыдовское месторождения, всего было разведано 18 месторождений. Объем добываемой нефти возрастал и в 1975 г. достиг своего максимума — 8 млн т. В настоящее время разведано 65 месторождений нефти, 39 из них разрабатываются. Нефть в них залегает в средних и малых месторождениях площадью от 50 до 1–2 км2. Дебит скважин небольшой, основной способ добычи — насосный. Более крупные месторождения выработаны, и годовой объем добычи упал до 1,8 млн т.

Эффективность белорусских нефтепромыслов обусловлена качеством нефти (высокое содержание светлых нефтепродуктов, низкое содержание серы и тяжелых металлов), достаточной хозяйственной освоенностью территории. Из всех месторождений нефть по нефтепроводам идет к Речицкому и Осташковичскому, где проходит промышленную подготовку (обезвоживание, обессоливание, сепарацию), затем подается в нефтепровод «Дружба» и на нефтеперерабатывающие заводы. Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные месторождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к трудноизвлекаемым, поэтому для замедления темпов падения добычи нефти и ее стабилизации предусматривается применение высокопроизводительного нефтедобывающего оборудования, новых технологий воздействия на нефтяные пласты, увеличение объемов разведочного и эксплуатационного бурения.

Нефтеперерабатывающая промышленность обеспечивает потребности страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехимического производства. Суммарная мощность двух нефтеперерабатывающих предприятий составляет около 40 млн. т в год в пересчете на сырую нефть. Крупнейшим в Европе является Новополоцкий НПЗ (ПО «Нафтан»), установленная мощность которого достигает 25 млн т в год, завод выпускает более 75 наименований продукции. Снижение объемов добычи, сокращение поставок нефти, вызванные падением платежеспособного спроса на внутреннем рынке, послужили причиной низкой (менее 30 %) загрузки мощностей по первичной переработке.

В Беларуси газовая отрасль ведет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование. В настоящее время значительно увеличилось потребление газа как промышленного сырья на технологические нужды в промышленности, в коммунально-бытовом хозяйстве. Велика роль газа в качестве химического сырья — для производства пластмасс, минеральных удобрений и другой продукции.

Перспективы развития газовой промышленности Беларуси определяются прежде всего строительством новой системы магистральных газопроводов Ямал — Европа. Это позволит увеличить транзит природного газа в страны Европы в 1,9 раза, а следовательно, и бюджетные поступления. Одновременно повышается надежность поставок природного газа в Беларусь.

Торфяная отрасль производит добычу торфа на топливо, для сельского хозяйства, химической переработки, занимается производством торфобрикетов.

В настоящее время торфяная промышленность представлена 37 предприятиями, на которых ведется добыча и переработка торфа, он используется прежде всего в коммунально-бытовом секторе. Основными видами продукции являются: торфяные брикеты, торф кусковой и сфагновый. Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий составляют 142,5 млн. т., в том числе торфа, пригодного для брикетирования — 100 млн. т [13].

Сырьевые ресурсы позволяют поддерживать достигнутый уровень производства торфяных брикетов, торфяная промышленность и далее будет играть значительную роль в обеспечении населения твердыми видами топлива. Повышение эффективности использования исходного сырья в торфяной промышленности будет достигаться посредством применения новых технологий с улучшенными экологическими характеристиками. Намечается освоение производства торфолигниновых брикетов за счет полной утилизации лигнина — отхода производства Речицкого и Бобруйского гидролизных заводов. Увеличение выпуска торфяных брикетов требует обновления основных фондов действующих предприятий, строительства новых торфобрикетных цехов взамен закрываемых в результате выработки месторождений. Основным источником валютных поступлений предполагается экспорт сфагнового торфа, объемы ежегодной добычи которого планируется в ближайшее десятилетие увеличить более чем в 2 раза.

Для Республики Беларусь топливно-энергетический комплекс (ТЭК) имеет особое значение. Во-первых, потому, что создает необходимые условия для обеспечения жизнедеятельности во всех антропологических сферах. Во-вторых, ТЭК составляет значительную часть богатства страны: удельный вес

производственных фондов ТЭК РБ оценивается в 25% основных фондов промышленности.

Это вызвано, в том числе, и тем, что на энергообеспечение своей деятельности и сам комплекс, и вся республика в целом расходует недопустимо большую долю зарабатываемых средств вообще и валютных, прежде всего. Эти затраты принято оценивать в долях от стоимости всего произведенного в стране, получившего название валового внутреннего продукта (ВВП). Ежегодные затраты на энергообеспечение РБ превышают 30% ВВП.

Основной задачей топливно-энергетического комплекса является надежное и бесперебойное обеспечение потребителей республики топливом и энергией. ТЭК является частью единой народно-хозяйственной системы, связан со всеми отраслями народного хозяйства структурно, функционально и экономически [14].

Всемерное развитие местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии, а также повсеместное внедрение энергосберегающих технологий является одним из важнейших направлений деятельности ТЭК. Система энергосбережения предполагает рациональное энергоиспользование во всей цепи — от добычи, транспорта, до конечного потребления подведенной энергии. Поэтому чрезвычайно важно то, как организовано управление ТЭК. Цель управления заключается в обеспечении бесперебойного и эффективного удовлетворения растущих потребностей общества во всех видах энергии и топлива при минимальном отрицательном влиянии на окружающую среду. Условие достижения этой цели — согласованное развитие и функционирование всех подсистем топливно-энергетического комплекса и системы энергосбережения [14].

Таким образом, развитие топливно-энергетического комплекса на перспективный период направлено на удовлетворение потребностей национальной экономики в топливно-энергетических ресурсах, обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса страны, в том числе за счет увеличения объемов использования местных видов топлива, дальнейшего стимулирования энергосбережения.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса Республики Беларуси являются:

* формирование и расширение на территории республики надежных, экономически эффективных и достаточных по мощности и охвату транспортных газовых сетей;

* модернизация инфраструктуры топливной и электроэнергетической сетей;

* наращивание объемов транзита природного газа и поставок его потребителям республики, оказание услуг по хранению газа на территории Беларуси;

* развитие интеграции белорусской и российской газовых сетей с перспективой включения в единое европейское энергетическое пространство на принципах конкурентности, взаимодополняемости и взаимной выгоды;

* строительство и реконструкция линий электропередач для передачи электроэнергии собственного и российского производств в страны Западной Европы;

* расширение с учетом мирового опыта использования нетрадиционных источников энергии, возобновляемых видов топлива; сокращение на этой основе зависимости от поставок энергоносителей из-за пределов страны;

* максимальное использование возможностей нефтепроводного транспорта для увеличения поставок нефти на внутренний рынок и обеспечение привлекательности транзита нефти для зарубежных нефтедобывающих компаний.

2. Проблемы и перспективы развития топливной промышленности Республики Беларусь

топливный энергетический комплекс

Анализ ситуации топливной промышленности Беларуси показывает, что основное промышленное производство в недостаточной мере ориентировано на удовлетворение потребностей человека и перенасыщено энергозатратными отраслями и технологиями.

При этом энергетика республики базируется на импорте энергоносителей: импортируется 90 % нефти, 95 % угля, 25 % электроэнергии (рис 1).

Местные энергоресурсы (торф, дрова) занимают незначительную часть, а некоторые (горючие сланцы) вообще не используются.

Рисунок 1 – Структура потребления ТЭР различными отраслями народного хозяйства РБ

Примечание: [, с. 9].

Потенциал энергосбережения оценивается на уровне 50% от суммарного энергопотребления страны. Наибольшие возможности для снижения потребления первичных энергоресурсов сегодня находятся в коммунально-бытовом секторе, что объясняется наиболее сильными экстенсивным и интенсивным факторами, имеющими здесь место.

Проблема торфяной промышленности Республики Беларусь выходит далеко за пределы использования торфа на топливо. Плановая система хозяйствования с определенными трудностями регулировала добычу торфа. Рыночная система экономики может в этой сфере нанести большой вред как Беларуси, так и всему Европейскому континенту.

Запасы торфа оцениваются в 4,4 млрд. т. находятся они в 6500 торфяных месторождениях, в том числе 1600 промышленных. Основные месторождения залегают на землях, используемых в сельском хозяйстве.

Использование торфа на топливо нецелесообразно. На наш взгляд, торфяная промышленность, торфяные месторождения должны оставаться под полным контролем государства [13].

В 2015 году программой деятельности топливно-энергетического комплекса за счет увеличения объемов использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива составит не менее 28 процентов, а в 2020 – не менее 32 процентов [2].

Обеспечение высокого роста доли местных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в общем их потреблении на производство энергии требует развития сырьевой базы по каждому энергоносителю. В настоящее время и в прогнозируемый период наиболее значимым в общем балансе местных ТЭР является древесное топливо (около 32 процентов). Добыча нефти и попутного газа из-за истощения имеющихся запасов снижается. Для обеспечения необходимого баланса следует в основном ориентироваться на увеличение добычи местных минерально-сырьевых ресурсов и использование возобновляемых источников энергии.

Важным направлением развития топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь также является реализация стратегии максимального использования белорусского сырья и создание новых производств.

3. Характеристика энергетики Республики Беларусь

Энергетика и, в частности, промышленная теплоэнергетика играет решающую роль в развитии материального производства.

Энергосистема Республики Беларусь является основным производителем электроэнергии и тепловой энергии. Установленная суммарная мощность энергосистемы составляет 7,8 ГВт, в том числе: две конденсационные тепловые электростанции (КЭС).

Суммарная электрическая мощность ТЭЦ – 3,96 ГВт; 11 гидроэлектростанции, суммарной мощностью 8,0 МВт; 12 промышленные электростанции, общей мощностью – 99,5 МВт. Установленная мощность достаточна для самообеспечения страны электроэнергией. Установленная мощность наиболее крупных источников энергии Республики Беларусь показана в таблице 1.

Таблица 1 – Наиболее крупные энергоисточники Республики Беларусь

Энергоисточник

Тип источника

Установленная мощность

Лукомльская

ГРЭС

2,4 ГВт

Минская

ТЭЦ-4

1,03 ГВт

Березовская

ГРЭС

0,93 ГВт

Гомельская

ТЭЦ-2

0,54 ГВт

Новополоцкая

ТЭЦ

0,5 ГВт

Примечание: Источник: [14].

Электроэнергетика осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,3 % валовой продукции промышленности, 15,9 % основных промышленно-производственных фондов. Первые электростанции на территории Беларуси были построены в конце XIX в. (Добруш, Минск, Витебск). В 1913 г. работало 11 электростанций общей мощностью 5,3 тыс. кВт, в 1926 г. — 114 небольших электрических станций общей мощностью 9,7 тыс. кВт. Значительным событием в развитии энергетики явилось строительство Белорусской государственной районной электростанции (БелГРЭС) проектной мощностью 32 тыс. кВт в г.п. Ореховск Оршанского района, в 1930 г. станция дала промышленный ток. В довоенные годы построены электрические станции в Минске, Гомеле, Полоцке, Мозыре, Могилеве, Кричеве, Борисове и других городах. Все станции Беларуси вырабатывали в 1940 г. 508,4 млн кВт ч электрической энергии. Во время Великой Отечественной войны электроэнергетике был нанесен большой ущерб, в результате мощность электрических станций в 1944 г. составляла лишь 4,7 % довоенного уровня.

Развитие нефтеперерабатывающей промышленности обусловило строительство крупной Лукомльской ГРЭС (1969–1974 гг., проектная мощность 2,4 млн кВт). Значительно увеличилась мощность ТЭЦ в Минске, Могилеве, Бобруйске, Мозыре, Гродно. Основным топливом для большинства электростанций стал топочный мазут. В 1976–1980 гг. осуществлялся постепенный перевод электрических станций на природный газ.

Современная электроэнергетика Беларуси представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Производственный потенциал Белорусской энергосистемы представлен 22 крупными электростанциями, 25 районными котельными, включает почти 7 тыс. км системообразующих и около 250 тыс. км распределительных линий электропередачи высокого напряжения и более 2 тыс. км тепловых сетей. Установленная мощность электростанций составила 7,2 млн кВт (и возросла по сравнению с 1991 г. на 0,5 млн кВт). В период после 1991 г. развитие отрасли замедлилось, что обусловлено общим экономическим спадом и снижением электропотребления. Так, в 1995 г. электропотребление находилось на самом низком уровне — 32 млрд кВт-ч, или на 34,5 % ниже, чем в 1990 г.

Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростанции, они вырабатывают 99,9 % всей электроэнергии. Среди тепловых электростанций различают конденсационные (ГРЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Их доля в общей установленной мощности составляет соответственно 43,7 % и 56,3 %.

Самая крупная электростанция Беларуси — Лукомльская ГРЭС, мощностью 2560 МВт вырабатывает более 40 % всей электроэнергии, используя природный газ и топочный мазут. К числу крупнейших электрических станций следует отнести Березовскую ГРЭС (установленная мощность — 930 МВт). В начале 90-х гг. XX в. из-за низкой экономичности работы производимая на станции электроэнергия стала неконкурентоспособной, что вызвало резкое снижение ее выработки.

Среди теплоэлектроцентралей установленной мощностью по выработке электрической энергии выделяются: Минские ТЭЦ-4 (1030 МВт), ТЭЦ-3 (420 МВт), ТЭЦ-5 (330 МВт), Гомельская ТЭЦ-2 (540 МВт), Могилевская ТЭЦ-2 (345 МВт), Новополоцкая ТЭЦ (505 МВт), Светлогорская ТЭЦ (260 МВт), Мозырская ТЭЦ (195 МВт), Бобруйская ТЭЦ-2 (180 МВт). Теплоэлектроцентрали и районные котельные вырабатывают около 60 % тепловой энергии. Действуют также несколько тысяч малых энергоустановок, которые имеют низкие технико-экономические характеристики, негативно воздействуют на окружающую среду, забирают значительное количество трудовых ресурсов.

В различные периоды на территории Беларуси было построено более 20 гидроэлектростанций небольшой мощности. Сейчас работают 11 станций, наиболее крупные — Осиповичская (2,2 тыс. кВт) на р. Свислочь и Чигиринская (1,5 тыс. кВт) на р. Друть.

Белорусская электроэнергетическая система включает все электростанции общего пользования, соединенные электросетями между собой и потребителями электроэнергии. Объединение электростанций дает возможность полнее использовать энергетические ресурсы, обеспечивать наиболее экономичные режимы работы станций, повышать надежность и бесперебойность электроснабжения. Управление всеми составными частями Белорусской электроэнергетической системы (электростанциями, электроподстанциями, распределительным оборудованием, энергосетями разного напряжения) осуществляет концерн «Белэнерго».

Для транспортировки электроэнергии от производителей к потребителям предназначены электросети, которые состоят из линий электропередач напряжением 0,4–750 кВ протяженностью 260 тыс. км и трансформационных подстанций 35–750 кВ. Линии электропередачи этого класса относятся к системообразующим, обеспечивают межсистемные связи с энергосистемами России, Украины, Литвы и Польши; их протяженность около 6,8 тыс. км.

Производство электроэнергии в 2003 г. составило 26,6 млрд кВт ч, потребление 33 млрд кВт ч, импорт — 10 млрд кВт ч. Рентабельность реализованной продукции (электрической и тепловой энергии) ниже, чем по промышленности в целом — 8,9 %. Основными потребителями электрической энергии являются: промышленность и строительство — около 47 %, сельское хозяйство — почти 10 %, электрический транспорт — 6–7 % , население — около 20 % , потери в электросетях общего пользования — 10–11 %.

Главным потребителем тепловой энергии стал жилищно-коммунальный сектор, который использует более 50 % всей теплоэнергии. Объем потребления жилищным сектором характеризуется значительными колебаниями по сезонам года. Так, в межотопительный период он составляет только 20 % расчетного количества тепловой энергии (централизованно в год отпускается почти 40 млн Гкал).

Перспективное развитие электроэнергетики Беларуси должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электрическую и тепловую энергию. По прогнозам, составленным на 2020 г., потребности страны в электроэнергии возрастут до 41 млрд. кВт ч. В то же время уже сейчас за счет использования внутренних возможностей, снижения энергоемкости производства и внедрения эффективной системы энергосбережения белорусская энергосистема в состоянии обеспечить выработку около 45 млрд. кВт ч. Согласно же существующим стандартам гармонично развитого, экономически стабильного общества, страна должна иметь на 1 млн жителей минимум 1 млн кВт собственной тепловой энергии, т.е. необходимо иметь 10–11 млн кВт установленной мощности.

Для устойчивого и надежного обеспечения страны электрической и тепловой энергией осуществляется ввод в действие новых генерирующих мощностей и техническое перевооружение действующих. В связи с этим проводится модернизация Березовской и Лукомльской ГРЭС, Полоцкой, Бобруйской, Пинской ТЭЦ, Минской ТЭЦ-3 (на обновленной ТЭЦ при выработке электроэнергии КПД возрастет с 33–35 до 53–58 %), намечается значительно расширить мощности Минской ТЭЦ-5, построить новую ТЭЦ в Бресте.

Дальнейшее повышение эффективности использования органического топлива связано с внедрением парогазовых и турбинных технологий, увеличением выработки электрической энергии по теплофикационному циклу, преобразованием котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии на мини-ТЭЦ позволяет вдвое эффективнее использовать топливо, чем в котельных. Особое внимание уделяется реализации соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании объединенной электроэнергетической системы, что позволит укрепить технический и технологический потенциалы белорусской энергосистемы, повысить энергобезопасность страны, а в дальнейшем расширить экспорт электроэнергии в соседние государства.

Уменьшение зависимости от импортных энергоносителей требует развития гидроэнергетики, ветроэнергетических установок, строительства мини-ТЭЦ на древесных отходах с использованием современных технологий и оборудования, а также солнечных, биоэнергетических агрегатов и установок по переработке твердых бытовых отходов.

За счет собственных электрогенерирующих мощностей покрывается около 70% потребности в электроэнергии. На выработку одного кВт-ч электроэнергии в среднем по энергосистеме республики затрачивается около 270 грамм условного топлива, что соответствует КПД равному 45 %. Технологический расход на транспорт электроэнергии (так называемые потери) равен 11,9%. Столь высокие показатели выработки одного кВт-ч электроэнергии объясняются двумя причинами: большим удельным весом ТЭЦ в структуре электрогенерирующих мощностей, равным 54%; возможностью импортировать электроэнергию в количествах, позволяющих отключать устаревшие генерирующие установки, характеризующиеся повышенным расходом топлива на выработку единицы электроэнергии [7, с. 8].

Стратегической целью деятельности в области энергосбережения в период до 2015 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП в сравнении с 1999 г. на 40 – 45% и в результате этого – снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:

– структурной перестройки отраслей экономики и промышленности, повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;

– увеличения в топливном балансе республики удельного веса местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Организационно-экономической основой политики энергосбережения в топливно-энергетическом комплексе Республики Беларусь в перспективе должно стать развитие необходимых нормативных правовых актов и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТы, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения.

Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения должны стать:

– осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;

– переход к проведению регулярных аудитов хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции;

– пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топливо с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов в пределах утвержденных норм расходов ТЭР для этих целей;

– разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйствующих субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

– разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов в деятельности по энергосбережению.

Таким образом, к основным техническим приоритетам деятельности в области энергосбережения должны стать:

– повышение эффективности работы и изменение структуры генерирующих источников за счет внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электрической энергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, строительство ГЭС;

– снижение расхода энергоресурсов на их транспорт путем технического перевооружения систем транспорта энергоносителей, оптимизации режимов работы энергоисточников, тепловых и электрических сетей, магистральных и распределительных газо-, нефте- и продуктопроводов;

– применение более современных систем теплоснабжения с переходом на качественно-количественное регулирование;

– внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки, бытовых отходах;

– разработка и внедрение биогазовых установок для производства горючего газа из отходов животноводческих комплексов, отходов растениеводства, специально выращиваемой биомассы;

– максимально целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения городов, использование избыточного давления природного газа на ГРС;

– внедрение в системы теплоснабжения теплонасосных установок и других способов утилизации вторичных энергоресурсов;

– организация разработки и производства необходимых видов энергосберегающего оборудования, приборов и материалов;

– экономически целесообразное внедрение ветро- и гелиоэнергетики и других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

– максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения эффективных систем освещения, отопления, вентиляции и горячего водоснабжения с использованием гелиоподогревателей, рекуперации тепла уходящего воздуха, утилизации тепла сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов и конструкций и т.д.

Внедрение мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР в промышленности потребует определенных финансовых затрат, которые оцениваются в 1,5 – 1,8 млрд.долл. США на период до 2015 г., или ежегодно по 100 – 120 млн.долл. США. Финансирование внедрения энергосберегающих мероприятий должно осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий, частных инвесторов, иностранного капитала. Государственная поддержка крупномасштабным проектам по экономии энергии будет оказываться и в перспективе в виде долевого участия в финансировании из государственного и местных бюджетов, средств инновационных фондов и республиканского фонда «Энергосбережение».

4. Проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь

Развитие рыночных отношений и новых принципов управления топливно-энергетическим комплексом в Республике Беларусь определяет целесообразность перехода от методов с жесткой централизацией функций управления к экономическим методам управления и наделением подведомственных предприятий экономической (финансовой) самостоятельностью. В связи с этим предлагается изменение структуры управления электроэнергетикой и топливной промышленностью с выделением трех крупных блоков: генерации, передачи и распределения с четким разграничением тарифов на энергию (на генерацию, передачу этой энергии и на ее распределение). Вместе с тем в ходе акционирования отдельных объектов необходимо сохранить белорусскую энергосистему как единую с централизованной системой управления и контрольным пакетом акций у государства.

На государственном уровне проблемы энергосбережения регулируются восьмью постановлениями Совета министров РБ, законом об энергосбережении и директивой Президента РБ об энергетической безопасности.

Законом «Об энергосбережении» утверждается, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, а также этим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету. Порядок и условия оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами учета их расхода, а также порядок разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Нормирование расхода топлива и энергии обязано обеспечить установление технически и экономически прогрессивных норм расхода топлива и энергии. Система прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и перспективные нормы для технологических процессов, установок, оборудования, продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.

Энергетическое обследование предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии. Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тысячи тонн условного топлива.

При достаточно высокой оснащенности приборами учета энергии систем энергоснабжения и энергопотребления существует ряд проблем.

К ним можно отнести недостаточность технологического учета и низкий уровень оснащенности существующих систем учета. Недостаточность технологического учета приводит к искажению значений коммерческих потерь, балансов электроэнергии и отсутствию контроля за рациональным ее использованием. В настоящее время эффективным методом учета, контроля и оптимизации использования энергоресурсов у крупных потребителей является внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергоносителей (АСКУЭ).

Внедрение современных АСКУЭ, имеющих более высокий класс точности, в системах энергоснабжения позволит снизить заявленную мощность в часы пик до 30%, потребление электрической энергии до 20%. Целесообразность применения таких автоматизированных систем контроля и учета энергоносителей очевидна, при массовом применении в масштабах страны использование АСКУЭ позволит снизить: потребление электроэнергии

и электрической мощности; себестоимость (повысив конкурентоспособность); загрузку оборудования и сетей (высвободив необходимые резервы для возможности их использования).

Современные АСКУЭ необходимо использовать на всех энерговырабатывающих и транспортирующих предприятиях страны (заменять АСКУЭ имеющиеся устаревшие узлы учета), а также возможно их применение и в коммунальной инфраструктуре, что позволит повысить точность взаиморасчетов и упростит учет и контроль энергоресурсов.

На сегодняшний день единственным стимулом установки АСКУЭ является снижение тарифа на электроэнергию сбытовыми компаниями при наличии такой автоматизированной системы. В настоящее время обеспеченность приборами учета тепловой энергии и теплоносителя в коммунальной инфраструктуре оценивается 15-20% от требуемой.

В некоторых крупных городах оснащенность узлами учета систем теплоснабжения и теплопотребления доходит до 90%. Узлами учета тепловой энергии и теплоносителя оснащаются крупные и средние источники теплоснабжения, тепловые пункты, многоквартирные жилые дома, здания и сооружения коммунальной инфраструктуры, промышленные предприятия [11, с. 39-40].

Для реформирования энергетической отрасли Беларуси в дальнейшем планируется разработать три законопроекта: «Об электроэнергетике», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О теплоснабжении». Об этом говорится в Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь, которая утверждена постановлением Совета Министров №1180 и рассчитана на период до конца 2020 года.

В Законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» также есть отдельные недостатки в разработке тарифов на электроэнергию для разных групп населения.

В Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь описывается необходимость особого правового регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса исходит из объективной невозможности регулировать общеправовыми актами специфику отношений производственно-хозяйственных субъектов энергетики с потребителями топливно-энергетических ресурсов. Потребность в создании системы правового регулирования энергетики возрастает с учетом процессов акционирования в отраслях ТЭК, многообразия форм собственности и организационно-правовых видов предпринимательской деятельности, обеспечения социальной защиты населения и некоторых других факторов.

В области энергообеспечения будут урегулированы правовые, экономические и социальные основы функционирования и развития отраслей ТЭК, определена степень участия государства в управлении отраслями ТЭК и регулирования цен и тарифов на энергоносители, регламентированы основные принципы формирования и функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), а также рынка других видов энергоносителей. Также в законопроектах предполагается установить законодательные гарантии инвесторам, разграничить функции республиканского и местных органов власти и управления в области обеспечения ТЭР, создать стабильную правовую среду для внешнеэкономической деятельности предприятий ТЭК, благоприятную для отечественных и зарубежных инвесторов и приемлемую для республики.

В стратегии отмечается важность оперативной разработки и утверждения правовых и технических нормативных актов, определяющих основные условия и требования к безопасному развитию энергетики в Беларуси, обращению с радиоактивными отходами и физической защите ядерно-опасных объектов. В их числе акты, регламентирующие требования к проектированию АЭС, к проведению физического и энергетического пуска ядерного объекта, определяющие условия хранения и перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ.-

Причины, вызывающие необходимость проведения политики энергосбережения в Республике Беларусь:

– недостаточная обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами (10-15%);

– энергоемкость промышленных предприятий;

– старение основного оборудования предприятий энергетики.

Для снижения энергозависимости от других государств планируется, в частности, использовать возможности и перспективы развития нетрадиционной энергетики в Беларуси. Одним из перспективных направлений является использование биомассы (древесное топливо, отходы растениеводства и отходы переработки древесины, бытовые органические отходы, рапс), так как это постоянно возобновляемые источники энергии [7, с. 28].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь является важнейшей структурной составляющей национальной экономики, которая обеспечивает функционирование всех ее звеньев и повышение уровня жизни населения. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Роль комплекса в экономике страны определяется следующими параметрами: он производит 24 % промышленной продукции страны, осваивает четвертую часть всех инвестиций в основной капитал промышленности, в нем сосредоточено 22,8 % промышленно-производственных основных фондов, занято 5,3 % промышленно-производственного персонала.

Топливно-энергетические ресурсы нерационально используются в промышленности Беларуси в основном по причине эксплуатации морально и физически устаревшего технологического оборудования, низкоэффективных ведомственных котельных с протяженными тепловыми сетями, неэкономичных систем электроосвещения, а также из-за наличия большого числа электродвигателей для технологических установок, эксплуатируемых с минимальной загрузкой, и значительных затрат тепловой и электрической энергии на поддержание в производственных помещениях необходимого микроклимата.

Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Это создает особые условия функционирования экономики государства, делает ее уязвимой и зависимой от внешних поставщиков. В то же время показатель энергоемкости валового внутреннего продукта республики в 3-4 раза выше, чем в странах Европейского союза.

В этих условиях правительством Республики Беларусь должна проводится эффективная энергетическая политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве ресурсо- и энергосберегающих технологий. Цель этой политики была определена Президентом Республики Беларусь на республиканском совещании по вопросам стратегии развития промышленного комплекса: снижение к 2015 г. энергозависимости республики от внешних поставщиков как минимум наполовину. Но в процессе осуществления данной стратегии возникают некоторые проблемы и для преодоления их необходимо осуществлять активные мероприятия с участием новых инновационных технологий по эффективному энергосбережению и переходу на альтернативные источники энергии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Об одобрении Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы и на период до 2015 года: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.2000 N 1667[Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2000. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic44/text325.htm. – Дата доступа: 17.09.2013.

2. Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18 февраля 2011 г. № 216 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100216&p2={NRPA}. – Дата доступа: 16.09.2013.

3. Аналитический обзор «Экономика Беларуси в 2012-2013 годах: анализ и прогноз. – Минск, 2013. – 26 с.

4. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: Учеб. пособие / Л.Е. Бардовский. – Москва: ИНФРА-М, 2009. – 145 с.

5. Болдак, А.К. Национальная экономика Беларуси: учебно – методический комплекс. / А.К. Болдак, О.Н. Сухоцкая. – Гродно: ГГАУ, 2011. – 87 с.

6. Возобновляемые источники энергии / С.П. Кундас, С.С. Позняк, Л.В. Шенец. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2009. – 315 с.

7. Государственное регулирование экономики в условиях Белорусской модели развития. – Брест: БрГТУ, 2010. – 59 с.

8. Для реформирования энергетической отрасли Беларуси планируется разработать три законопроекта [Электронный ресурс]. – Минск 2013. -Режим доступа: http://n1.by/news/ekonomika/dlya-reformirovaniya-energeticheskoi-otrasli-belarusi-planiruetsya-razrabotat-tri-za. – Дата доступа: 16.09.2013.

9. Елисеев, А.С. Экономика: Бизнес-курс МВА / А.С. Елисеев. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 498 с.

10. Мансуров, В.А. Основы энергосбережения, учебно-метод. пособие / В.А. Мансуров. – Минск: БГМУ, 2010. – 68 с.

11. Основы энергосбережения: Учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2011. – 44 с.

12. Поздняков, В.Я. Экономика отрасли: Учеб. пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 309 с.

13. Топливная промышленность [Электронный ресурс]. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.bredosaita.ru/ekonbel/topprom.htm. – Дата доступа: 17.09.2013.

14. Топливно-энергетический комплекс [Электронный ресурс]. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.newtemper.com/spravki/transport/toplivno-energeticheskiy_kompleks_respubliki_belarus_1684. – Дата доступа: 16.09.2013.

15. Устойчивое развитие и социально-экологические параметры качества жизни / А. И. Зеленков [и др.]; под науч. ред. А. И. Зеленкова. – Минск: БГУ, 2011. – 292 с.

16. Экономика: учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. – М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2011. – 672 с.

Михаил Потапов
Михаил Потапов
Я окончил горный университет, факультет переработки минерального сырья. О специальности работаю 12 лет, сам преподаю в университете. За это время написал 8 научных статей. В свободное время подрабатываю репетитором и являюсь автором в компании «Диплом777» уже более 7 лет. Нравятся условия сотрудничества и огромное количество заказов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜