Каждый элемент формулы – это самостоятельная область анализа коммуникативного процесса: «Кто говорит» — речь идет об изучении коммуникатора; «Что говорит» — контент-анализ сообщений; «По какому каналу» – изучение СМК; «Кому» — исследование аудитории; «С каким результатом» — измерение степени эффективности коммуникации.
Отметим также, что эту схему и сейчас активно используют в ходе знакомства с исследованиями коммуникации, поскольку этой схеме присуще наличие структурированного соотнесения всех элементов.
Эта модель имеет обобщающих характер, она представлена факторами, влияющими на процесс коммуникации. Таким образом, каждый элемент формулы в действительности является совокупностью переменных.
Затем ту модель, которую предложил Лассуэлл, стали развивать другие исследователи.
В частности, Р. Брэддок добавил к ней дополнительные элементы акта коммуникации: а именно, это условия, в которых протекает коммуникация, и цели, с которой говорит коммуникатор.
В целом же, модель Лассуэлла отражает характерную особенность более ранних моделей коммуникации – она базируется, что коммуникатору всегда необходимо влиять на реципиента, соответственно, коммуникация является процессом убеждения. То есть, данную модель в первую очередь можно применить к политической пропаганде.
Далее мы рассмотрим модель Шеннона-Уивера, согласно которой коммуникация – это линейный односторонний процесс. Эту модель разработал математик Шеннон по заказу фирмы «Белл телефон», соответственно, эта модель является техничной и дистанционной. Функциональные элементы представлены: источником информации, который продуцирует сообщение; отправителем, занимающимся кодировкой сообщения в сигналы; каналом, который проводит данное сообщение; получателем; целью, или местом назначения.
Данная схема обладает преимуществом, которое можно сформулировать так: очевидно, что сообщение, отправляемое источником и сообщение, достигаемое реципиента, имеют неодинаковое значение.
Участники коммуникации не способны понять несовпадение между посланным и полученным сообщением, что часто является причиной затруднений в коммуникационном обмене.
Модель ДеФлюера же направлена на учет главного недостатка, присутствовавшего в линейной модели Шеннона-Уивера. А именно, это отсутствие фактора обратной связи. ДеФлюером цепочка следования информации от источника до цели была замкнута линией обратной связи. Благодаря обратной связи коммуникатор получает возможность лучге приспособить собственное сообщение к коммуникативному каналу для повышения эффективности информационной передачи, увеличить вероятность соответствия отправленного и принятого значения.
Окончательно упрощенную трактовку процесса коммуникации как линейного и одностороннего преодолел благодаря циркулярной модели Осгуд-Шрамм. Данная модель утверждает, что процесс массовой коммуникации обладает циркулярным характером. Кроме того, Шрамм и Осгуд большее внимание обратили на поведение главных участников коммуникации – отправителя и получателя, которые кодировали, декодировали, интерпретировали сообщение. Шрамм также отмечал, что коммуникативный процесс — бесконечен.
Из базовых моделей коммуникации также следует обратить внимание на концептуальную модель коммуникационных исследований, которую предложили Уэстли и Маклин. Она во многом направлена на структурирование всех существующих результатов исследований в данной области и упрощение их использования. Истоки модели представлены социально-психологическими теориями баланса и коориентации (Хайдер, Фестингер) и базовой моделью коммуникативных актов Ньюкома.
Модель Уэстли и Маклина является отражением многих черт, которые важны для коммуникативного процесса. В первую очередь, это активность источника информации А, который выбирает одного из объектов окружения Х для общения с аудиторией. Также представитель аудитории В способен непосредственно воспринимать данный объект (ХВ) и может давать реакцию посредством обратной связи (fBA).
Модель также представлена каналом С, выступающим в качестве коммуникатора – это посредник между А и В. Канал осуществляет интерпретацию потребностей аудитории и удовлетворение их посредством трансформации значений в общепринятую систему символов (кодирование) и того, что сообщения распространяются к аудитории через средства массовой коммуникации.
Типы, виды, формы и модели коммуникаций
- Николай Пахомов
- Маркетинг
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Николай Пахомов
Закончил СПбГУП, факультет журналистики. В университете преподаю около 20 лет, являюсь доктором наук. Поскольку нагрузка на основной работе небольшая, я решил помогать студентам в компании «Диплом777». Выполняю заказы по написанию дипломных и курсовых проектов. На сайте зарегистрирован с 2015 года.