Также он справедливо отметил, что свободы не будет если законодательная и исполнительная власть не отделена от судебной. Как он отмечает: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при которой различные власти имели бы возможность взаимно сдерживать друг друга» [12].
Ш. Монтескье придает особое значение системе взаимных сдержек и противовесов между ветвями власти. Например, он отмечает, что законодательные органы не должны собираться по собственной инициативе и не имеют права осуществлять самороспуск. Время их созыва и продолжительность заседаний определяются исполнительной властью. Законодательное собрание не должно иметь власть судить лицо исполнительной власти, а суды призваны толковать закон для блага самого закона.
Развив теоретические основы доктрины разделения властей, Ш. Монтескье высказал мнение о том, что в органах государственной власти должны быть представлены все сословия общества. Не отвергая республику, как возможную форму правления при условии разделения властей, Ш. Монтескье предпочитал умеренной конституционной монархии с двухпалатным парламентом.
Ученый Н. Н. Азаркин совершенно справедливо отмечает, что распределение власти на законодательную, исполнительную и судебную в политической практике современных государств времен Ш. Монтескье было очевидным фактом.
Разумное государство, по мнению Ш. Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, взаимного сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества. Причем эти принципы были выделены на основе анализа исторического опыта многих реально существующих государств и их конституций, а не только «политической практики английского государства».
Стержнем механизма разделения властей в концепции Ш. Монтескье является система сдержек и противовесов, которые должны действовать внутри этого механизма. Без них механизм вряд ли может считаться дееспособным, злоупотребление властью становятся невозможными, а политическая свобода — защищенной. Мыслитель считал, что законодательную и исполнительную власти следует уравновесить, но с сохранением подчиненности исполнительной власти законодательной. Эту задачу выполняет система сдержек и противовесов, состоящая, по Монтескье, из таких юридических инструментов:
Предоставления законодательной власти права контролировать исполнение законов исполнительной властью;
Предоставления исполнительной власти права отменять решения законодательной; последняя таким правом по исполнительной власти не наделяется;
Запрет законодательной власти при любых обстоятельствах обвинять и судить лицо, осуществляющее исполнительную власть;
Запрет законодательному органу выдавать любые акты, кроме законов;
Внутренний противовес в самой законодательной власти путем внедрения двухпалатной организации законодательного органа: одна палата является представительством народа, вторая — состоит из наследственной знати (вроде английских Палаты общин и Палаты лордов), каждая палата наделяется правом отменять решения другой [8].
Учение Ш. Монтескье о разделении властей пользуются большой популярностью среди его современников — либерального дворянства и буржуазии. Ф. Вольтер называл произведение мыслителя «кодексом разума и свободы» [3].
Главной целью Ш. Монтескье было обеспечено не столько равновесия видов власти, сколько внедрение действенного юридического механизма равновесия общественных сил. И разделение властей такое равновесие обеспечивает.
Теория разделения властей: от Локка к Монтескье. История конституционализма в Западной Европе
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.