Компания переходит на стадию спада, когда она не может адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, рынка. Это происходит вследствие устаревания материальных, человеческих, информационных ресурсов. Признаками спада развития ЖЦО является сокращение объемов производства, значительный спад объемов выручки и прибыли, денежный поток от операционной прибыли становится отрицательным, растет кредиторская задолженность фирмы. Такие действия могут быть предотвращены путем изменения стратегии компании, внедрения каких-либо инновационных технических или экономических мероприятий, а также проведения маркетинговых исследований.
Таким образом, под жизненным циклом организации понимаются закономерные изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Вне зависимости от сферы деятельности, в современной экономической литературе выделяется 4 стадии жизненного цикла любой организации: зарождение, рост, зрелость, спад.
Модели жизненного цикла организации
Проанализировав основные стадии жизненного цикла, считается целесообразным обозначение различных моделей жизненного цикла организации.
Первая модель была описана Ларри Грейнером в 1972 году. Он считал, что на построение жизненного цикла компании оказывают влияние 5 факторов [8; с.75]:
возраст предприятия;
размер организации;
этапы эволюции;
стадии революции;
темпы роста сферы действия.
Грейнером выделено 5 стадий роста, каждая из этих стадий является следствием предыдущей и причиной будущей стадии (рис. 1.2.)