Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Теории несовершенной и монополистической конкуренции Дж. Робинсон и Э. Чемберлина

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Монополистическая конкуренция является довольно распространенной рыночной структурой в реальной экономике. Эта модель характеризует прежде всего области с небольшим минимально эффективным размером предприятия: легкая промышленность, сфера услуг и досуга, продовольственные магазины, рестораны, предприятия розничной торговли.
956310430911000Монополистическая конкуренция и эффективность. Монополистический конкурент обладает монопольной властью, которая позволяет путём создания искусственного дефицита повышать цены на продукцию. Однако, в отличие от монополии, эта власть возникает не из-за барьеров, а из-за дифференциации. Монополистический конкурент не старается минимизировать издержки. С точки зрения общества — это неэффективно, так как часть ресурсов не используется. В то же время наличие избыточных мощностей создает условия для дифференцирования. В результате потребители имеют возможность покупать разнообразные блага в соответствии со своим вкусом, поэтому обществу необходимо сопоставлять удовлетворение от разнообразия, с платой, заключающейся в менее эффективном использовании ресурсов. Чаще всего общество одобряет существование монополистической конкуренции.
Преимущества рынка монополистической конкуренции отображены на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 — Преимущества рынка монополистической конкуренции
Рынок монополистической конкуренции имеет свои недостатки. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства, то есть имеет место отрицательный эффект масштаба производства. Если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение будет расти за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых. Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности (поскольку для НИОКР необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия).
Тем не менее, реалистичность теории монополистической конкуренции, по мнению некоторых специалистов, подтверждается ростом значения конкуренции в мировой практике: эффективность малых предприятий зачастую выше по сравнению с крупными предприятиями, также наблюдается увеличение численности первых и их удельного веса по сравнению с последними; на крупных предприятиях частое явление — диверсификация производства.
Итак, являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

Picture of Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.