К началу 90- годов стало очевидно, что Советский Союз проиграл соревнование по производительности труда странам Запада. Были начаты реформы, которые быстро сползли к полной замены существовавшие отношения частно-рыночными. Концентрированное выражение этот переход получил в приватизации, то есть передислокации существенного объема государственной хозяйственной деятельности в частный сектор. Приватизационная реформа мыслилась как протекание справедливого раздела общенародных, государственных активов на паи, передаваемые каждому гражданину с целью совершенствования процесса создания национального богатства. Сразу заметим, что отток, массовый исход распределяемых активов превратился в их разбазаривание, «распиливание» имущества.
Основные цели приватизации: массивная денационализации экономики, перераспределение прав собственности на средства производства и укрепление права частников на товары, создание слоя частных собственников, создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации хозяйства; диверсификация инвестиционной базы российских предприятий и обеспечение поступления в российскую экономику зарубежных капиталовложений. Признавалось, что госпредприятиям и банкам нужен «эффективный собственник».
Приватизационные операции были не единичным актом, они развернуты во времени. Поэтому для более детализованного анализа выделим 5 хронологических этапов приватизации:
Доваучерный, спонтанный – добро приватизировалось через вывод активов номенклатурою. А также через приобретение арендованного актива самими арендаторами, Обычно, торговые точки, столовые, кафе, гостиницы, парикмахерские.
Массовый чековый, безвозмездный, бесплатный, Здесь произошел передел собственности через раздачу ваучеров, создалась гарантия невозможности возврата советского режима. Было преодоление товарного дефицита и обеспечение внутренней конвертируемости рубля.
Денежный, выкупной – реализация активов предпринимателям на сравнительно эквивалентных основах.
Организационные этапы денежной приватизации государственных и муниципальных предприятий:
Выяснение адресности объекта и подведомственности.
Подготовка ходатайства о приобретении (ГосКомИмущество).
Образование комиссии по приватизации.
Определение порядка приватизации.
Инвентаризация составляющих объекта, оценка имущества.
Оповещение продавцов о приватизации объекта.
Правовое оформление итогов приватизации.
Заключение договора купли-продажи после приватизации.
Залоговый — банкам на конкурсной основе передаются в залог контрольные пакеты акций нефтяных компаний в обмен на кредиты бюджету. Займы им не были возвращены своевременно и предприятия продали на аукционах по цене, лишь минимально высшей, чем величина кредитов. Юкос, качающий ориентировочно на 8 млрд. дол. сырой нефти ежегодно, был продан за 159 млн. дол. Сибнефть с годовой производственной программой на 3 млрд. дол. – за 100 млн. дол. Сиданко, купленный из-под залога за 130 млн. дол. был оперативно проданный «Бритиш петролеуму» за 571 млн.
Точечный — продажа со стремлением учесть конъюнктуру и заранее спрогнозировать достойный спрос на приватизируемые активы.
При точечной приватизации пытаются выяснить кто имеет денежные средства, достаточные для выкупа крупнейших госактивов, какую сумму они расположены выложить, сколько государство готово потребовать, ориентируясь не на сиюминутную стоимость, а на стратегическую ценность активов.
Результаты приватизации:
Государственный сектор представляет собой неупорядоченный конгломерат не переданных в приватное владение по разным мотивам, включая случайность, предприятий и организаций. Народнохозяйственного комплекса в стране нет даже контурно.
Доходы от приватизации представляют собой незначительные суммы и не стабилизируют бюджет.
В России создана многомилионная масса акционеров-собственников, максимально возможный потенциальный доход с капитала которых не оправдывает даже расходов на посещение годичного собрания акционеров. Специализированная информация есть основа любой деятельности, в т. ч. и управленческой. Экономически для нано-собственников оставление доли в приватизированном имуществе на произвол судьбы — достаточно оптимальное экономическое поведение.
В условиях массированной уверенности общества в нелигитимности крупных собственников и, следовательно, возможной попытки принудительного изъятия удерживаемого имущества, вопрос эффективности предприятия даже для добросовестного владельца уходит на второй план. Неуверенный собственник – не носитель новаций, а выжиматель текущих доходов с их возможным помещением в страны, где никогда не реализовывался принцип «отнять и поделить».
Приватизация в сфере торговли и услуг содействовала образованию конкурентной среды. Это наиболее рыночная и действующая сфера экономики.
Заграничные капиталовложения в российскую экономику невелики, они не отвечают ни диапазону её нужд, ни размаху приватизации. Одновременно отраслевые предпочтения, избираемые зарубежными вкладчиками, часто не совпадают с приоритетами структурной перестройки и создания ультрасовременной экономики.
Таким образом, ожидалось, что передача хозяйственных процессов частникам освободит бюджет от поддержки планово-убыточных предприятий. Однако причины, по которым последние все-таки дотировались, остались, а прибыльных предприятий в распоряжении государства.
Теоретические основы рассмотрения приватизации госкомпаний как фактора экономического развития
- Юлия Некрасова
- Эконометрика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Юлия Некрасова
Мне 29, я закончила РГУНГ, факультет автоматики и вычислительной техники. Несмотря на то, что по специальности работаю только пять лет, с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. Помимо основной работы я подрабатываю на сайте «Диплом777» и беру заказы по написанию рефераты, контрольных, курсовых. Также решаю задачи по экономико-математическому моделированию. Нравится сотрудничество с вашей компанией.