Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Теоретические основы исследования неологизмов

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Авторские неологизмы формируются писателями, поэтами для придания художественному тексту образности. Неологизмы данного типа непосредственно связаны с контекстом. Они созданы, чтобы сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы, которые образованы по продуктивным моделям, считаются потенциальными словами. В частности, это касается классиков отечественной литературы — А.С. Пушкин: «Полумилорд, полукупец…».
Рассмотрим подробнее явление «авторского неологизма». Авторские неологизмы также называются индивидуально-авторскими. Они представляют собой слово или значение слова, которые созданы писателем, поэтом, публицистом для обозначения новых или выдуманных явлений действительности, новых или выдуманных предметов или понятий. Вновь изобретенные автором слова отличаются от обычных, широко употребляемых обозначений новизной внутренней формы или своеобразием сочетания элементов. Авторские неологизмы часто не становятся единицами словаря, хотя наиболее удачные и коммуникативно-значимые или необходимые слова перенимаются языковым коллективом и попадают в словарный состав языка.
Авторские новообразования, как и все неологизмы, появляются в языке тремя путями:
суффиксация, например, заземленн-ый — заземленн-ость;
префиксация, например, пост-ельцинский;
префиксально-суффиксальный способ образования, например, бытов-ой — о-бытов-и-ть;
сложение основ, например, токсикомания;
усечение основ, которое, в основном, характерно для неологизмов разговорной речи, например, шиз — из шизофреник.
Выделяются также окказионализмы, которые представляют собой авторские неологизмы, которые созданы по необычным моделям. Они не могут существовать без конкретного контекста. Нередко окказионализм внедряется в речь в качестве средства языковой игры, шутки, каламбура. Например, у Н.С. Лескова клеветон выступает результатом каламбурного соединения слов клевета и фельетон. Чукоккала — название рукописного альманаха К. Чуковского — состоит из его фамилии и названия поселка Куоккала под Петербургом, где до наступления революции жил К. Чуковский.
С окказионализмами схожи такие лексические единицы, которых не существует в словаре данного языка, однако которые просто образуются посредством тех или иных словообразовательных моделей. Такие слова называют потенциальными, например, найденные учеными русской разговорной речи слова по типу хваталки, погонялки, пускалки, хлопалки и т.п.
Как можно заметить, при этом часть новых авторских лексических единиц наделена оттенком сниженности, например, просторечные единицы, жаргонизмы или приподнятости, неологизмы, наделенные оттенком книжности, или официальности. Лексические единицы с оценочными и эмоциональными свойствами, могут показывать пренебрежение или иронию.
Важно отметить существование разных путей пополнения лексики. Словарный запас русского языка изменяется посредством появления непосредственно новых слов, определения новых значений у старых слов.
Другой путь пополнения словарного запаса – заимствование. По итогам политических, торгово-экономических и культурных контактов нашего государства с зарубежными наблюдается тенденция проникновения иноязычных слов в русскую лексику.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что неологизмами считаются те слова в современном русском языке, которые не употреблялись ранее или получили новое значения в результате общественных изменений. Появление неологизмов непосредственно связывают с культурными, политическими или экономическими изменениями в обществе, с появление новых достижений научно-технического прогресса или же с заимствованиями новых слов из иностранных языков. Все неологизмы классифицируются на: лексические, семантические и стилистические. Способы образования неологизмов достаточно различны: полное заимствование (калькирование), суффиксация, префиксация, префиксально-суффиксальный способ, сложение основ.

Picture of Пётр Прохоров
Пётр Прохоров
Учился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на гуманитарном факультете. Сейчас работаю в университете, преподаю иностранные языки и языкознание. В свободное от работы время занимаюсь репетиторством, преподаю английский школьникам, а также делаю переводы в компании «Диплом777». Люблю свою работу за возможность делиться знаниями и обучать студентов и школьников иностранным языкам, ведь в современной жизни это очень важно.