Различные технологии, такие как программные средства обработки информации, каналы связи и управления, компьютерные продукты, давно стали частью повседневной жизни. Однако в банковской сфере они могут становиться инновациями. Объединяя термины «инновации», «технологии» и определив сферу приложения этих понятий, можно рассматривать инновационные технологии в сфере банковских услуг как базирующиеся на достижениях научно-технического прогресса поэтапные информационные, технические, операционные, маркетинговые и управленческие способы, приемы и методы, полученные опытным или интеллектуальным путем, используемые при удовлетворении потребностей клиента в финансовых продуктах в форме пакета банковских услуг с достижением максимальной эффективности в конкурентной среде.
2. Классификация банковских инноваций
Выделяют три основных типа инноваций: продуктовые, технологические и социальные.
Банковские продуктовые инновации базируются на новых технологиях в ИТ-сфере, потому их относят к технологическим. Первые два этапа цикла управления инновациями – создание и внедрение (научные исследования, технологические разработки, создание опытных образцов) – затратны и могут быть достаточно продолжительными. Именно поэтому многие отечественные банки не торопятся вкладываться в стартапы (тем более что разработчики постоянно совершенствуют технологии и программное обеспечение и не специалистам в ИТ-сфере сложно сделать правильный выбор), они копируют ставшие популярными на рынке продукты исходя из соображений удобства и простоты применения предлагаемых ИТ-сервисов.
Развитие и внедрение инноваций в банковскую сферу в России только формируется. Поэтому необходимо составить стратегический план и определить приоритетные направления развития банковских систем исходя из опыта крупных зарубежных банков.
Для успешного участия в конкурентной борьбе банка необходимо поставить несколько задач:
1. Повышение гибкости и адаптивности к рынку;
2. Автоматизация банковских процессов;
3. Переход на технологии дистанционного обслуживания;
4. Внедрение виртуальных банковских технологий;
5. Повышение квалификации работников;
6. Введение «личного кабинета» на странице банка;
7. Разработка и внедрение новых услуг на базе инновационных технологий;
8. Использование электронного маркетинга.
Таким образом, внедрение инноваций в банковской сфере необходимо для российских банков, а также ориентировка на новые передовые продукты и технологии.