Отсутствие полноценной рыночной среды в западном пограничном регионе обусловлена противоречивостью экономической политики и действующего законодательства. Административные и карательные меры, которые принимают местные власти на противодействие «тенизации», не дают никакого положительного результата, поскольку не меняют рыночные условия предпринимательской деятельности. Если государственная экономическая политика не может обеспечить работоспособный населения работой и осуществляется вопреки интересам подавляющего числа хозяйственных субъектов, «теневая» экономика распространяется на новые сферы деятельности, приобретает массовый характер. Стихийно возникают новые правила осуществления хозяйственных сделок, в которых регулирующая и контролирующая роль местных властей уступает место условиям неформальных соглашений. Становится практикой представления минимальной информации о характере и объемах предпринимательской деятельности. Распространяется практика подкупа и взяточничества. В цену производимых товаров закладывается компенсация за дополнительные риски и расходы, с этим. Также карательные меры оказывают «теневой» экономической деятельности, совершенных, завуалированных форм и проявлений, что приводит к криминализации региональной экономики.
Несовершенство и незавершенность рыночных механизмов, замедленные экономические преобразования приводят к дисбалансу экономической политики и интересов подавляющего большинства хозяйственных субъектов. Участники экономических отношений вынуждены самостоятельно формировать механизмы взаимной сотрудничества. Весомая доля «теневого» экономического оборота — это общественно полезная производственная или торговая деятельность, скрытая от официальной статистики и налогообложения. В такой среде также растет пренебрежительное отношение субъектов хозяйствования к местным власти, в обществе укореняется явление «правового нигилизма».
В переходной экономике приграничного региона регулирования экономической деятельности, как фактор роста теневой и криминальной экономики, имеет особое значение. Важнейшим направлением институциональных преобразований при переходе к рынку является, как известно, либерализация экономической деятельности. Ее смысл заключается в введении рыночных «свобод» — конкуренции, предпринимательской деятельности, ценообразования и тому подобное. Однако по разным причинам этот процесс происходит неравномерно, непоследовательно и неполно. Во многих сферах экономики приграничного региона все еще сохраняются ограничения для действия рыночных сил, по-прежнему, сильная государственная регламентация. Такое положение незавершенности либерализации экономической деятельности многими специалистами признается основной причиной формирования теневой экономики и криминализации экономической сферы в переходных хозяйственных системах.
Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки признается одним из самых влиятельных факторов, стимулирующие рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности.
Подчиненность налоговой политики исключительно текущим фискальным интересам, а именно — максимальному привлечению поступлений в местные и государственный бюджеты, вызывает чрезмерный налоговое давление на хозяйственные субъекты. Это, опять-таки, стимулирует сокрытие реальных объемов экономической деятельности, вывода ее в «тень».
Для сравнения в Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В этих самих странах — развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени — США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) — имеют сравнительно небольшой теневой сектор. По оценке профессора Шнайдера, именно через прямые и косвенные налоги 55% предприятий переходят в теневой сектор
Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки — естественный результат деятельности государства, несостоятельной обеспечить реальное сбора налогов, стремится компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения. Сокращение налоговых платежей вызывает рост налоговой нагрузки, которое, в свою очередь, вызывает рост налоговых правонарушений. Это снова сокращает налоговые платежи и увеличивает налоговую нагрузку на законопослушных налогоплательщиков, количество которых постоянно сокращается. Процесс возобновляется на новом уровне. Законопослушный налогоплательщик должен отдать в виде налогов, по разным оценкам, от 60 до 90% прибыли.
Также важным фактором распространения «теневой» экономической деятельности в пограничном регионе законодательная неурегулированность механизма возмещения НДС субъектам внешнеэкономической экономической деятельности. Кроме избирательный характер, разработаны и применяются уголовные схемы осуществления внешнеэкономической деятельности, по которым НДС возмещается без осуществления экспорта вообще. В конце концов, именно из-за «тенизации» НДС фактически превратился из источника бюджетных поступлений фактор формирования государственного долга.
Тенизация экономической деятельности и ее влияние на экономическую безопасность в РФ.
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.