На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны–кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна–кандидат получает статус члена ВТО.
Основные выгоды, ради которых Россия проходила длительный этап корректировки законодательства и регулирования торговой деятельности в целях вступления в ВТО/ГААТ, состоят в:
– укреплении мер экономической политики внутри страны и институтов по осуществлению международной торговли товарами и услугами, что является обязательным требованием для присоединения к ВТО/ГААТ;
– облегчении доступа на основные экспортные рынки и использовании механизмов ВТО/ГААТ по урегулированию торговых споров.
1.3. Обязательства членства России в ВТО/ГААТ
Протокол о присоединении России к ВТО/ГААТ был подписан 16.12.2011 г. на министерской конференции в г. Женеве. Доля России во взносах в бюджет ВТО/ГААТ в 2016 г. составила порядка 4,6 млн. долларов.
Целью вступления РФ в ВТО/ГААТ стала реализация долгосрочной стратегии экономического развития, цели которой представлялись обширными, к примеру, отечественная продукция нуждалась в доступе на иностранные рынки, существовала необходимость повышения конкурентоспособности отечественных товаров, расширение возможностей для отечественных компаний.
Также с вступлением в данную организацию Россия приняла ряд обязательств по выполнению положений Соглашения об учреждении ВТО/ГААТ и иных многосторонних торговых соглашений посредством которых регулируется международная торговля товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности:
1. Обязательства в сфере торговли несельскохозяйственной продукцией, –было подписано 57 двусторонних протоколов о либерализации доступа на рынок товаров. Россия и ВТО/ГААТ договорились о связывании таможенного тарифа на всю несельскохозяйственную продукцию на уровне 7,3 % (по сравнению с действующим на 2011 г. 9,5 %).
Снижение таможенного тарифа на ряд товаров может происходить поэтапно: устанавливание начального и конечного уровня, а так же продолжительность переходного периода, кроме того, таможенная пошлина может быть снижена и также может равняться нулю. Так, ввозная пошлина на легковые автомобили в 2012 г. связывалась на уровне 25 %, в 2016 г. – 23 %, 2017 г. – 20 %, в 2018 г. – до 17 % и в 2019 г. установится на уровне 15 %.
Наиболее длительные переходные периоды (7 лет) для снижения таможенных пошлин на импорт несельскохозяйственной продукции установлены для: автомобилей; вертолетов; гражданской авиатехники.
Обратим внимание, что особенностью внешнеторговой политики России, по сравнению с другими участниками международной торговли, стало активное использование вывозных таможенных пошлин в отношении порядка 700 тарифных линий. Снижение пошлин на российские товары в рамках принятых обязательств по ВТО/ГААТ можно отнести к плюсам участия РФ, поскольку оно может увеличить конкурентоспособность продукции отечественных производителей.
2. Обязательства в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией. По завершении переходного периода средняя ставка экспортной пошлины должна составлять 10,8 % (см. таблицу 1).
Таблица 1
Ставки вывозных таможенных пошлин некоторых зерновых культур по ЕТН ВЭД ЕАЭС
Наименование 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
1 2 3 4 5 6 7 8
Пшеница (на примере кода ЕТН ВЭД ЕАЭС 1001 99 000 0) 40, но не менее 0,105 евро за 1 кг 40, но не менее 0,105 евро за 1 кг 40, но не менее 0,105 евро за 1 кг 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну (до 01.06.2015)
50 – 5,5 тыс. рублей за 1 тонну, 50 – 6,5 тыс. рублей за 1 тонну, но не менее 10 рублей за 1 тонну 50 – 6,5 тыс. рублей за 1 тонну, но не менее 10 рублей за 1 тонну 50 – 6,5 тыс. рублей за 1 тонну, но не менее 10 рублей за 1 тонну
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8