В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общества, но эти лирические стихи были столько же полные светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова также виден избыток несокрушимой силы духа, но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безверием в жизнь и человеческие чувства, при жажде жизни и избытке чувства. В них нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые отравляют душу и ожесточают сердце [см.: Маркелов, 2008, с. 492].
Относительно понятия патриотизма, народности и национальности у Пушкина и Лермонтова характеризуются глубоким сходством. Прежде всего они ставили перед собой благо общества, избегая всякой идеализации. Близость встречается и в их отношении к творчеству. Пушкин и Лермонтов постоянно обращаются к теме назначения поэта и сущности поэзии. Это происходит от самых низов их творчества и до конца жизни.
Стихи о поэзии Лермонтова переплетаются с пушкинскими. Осуществление миссии поэта встречается с непониманием, с трудностями, которые даже ведут к смерти, со сложностью самой позиции поэта.
Взгляды Лермонтова на тему творчества, а именно поэта и поэзию менялись по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника с гордой душой, который живет своими мечтами, своими страданиями, недоступными толпе. В зрелый период поэтического творчества поэт Лермонтова постепенно преодолевает юношеский индивидуализм, судит о жизни более трезво и объективно. Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателем [см.: Коровин, 1973, с. 292].
Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие — к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание — к действию [см.: Мережковский, 2002, 1080 с.].
В стихах «Кинжал», «Поэт», «Не верь себе …», «Пророк» он определяет свое отношение к поэзии, свои задачи художественного творчества. Недопустимо, чтобы поэт писал только о своих узко субъективных переживаниях и на неизвестном языке [см.: Соловьев, 2009, С. 230-242].
Тревога за судьбу русской литературы звучит в стихотворении «Поэт», построенном на развернутом сравнении. Поэзия сравнивается с кинжалом, который может быть грозным оружием или ничтожной золотой игрушкой — в зависимости от того, кто им владеет.
Личность Пушкина отличается от личности Лермонтова, но при этом их роднит важное свойство — верность самому себе, мужество [см.: Соловьев, 2009, С. 230-242].
И хотя Пушкин — реалист, объективный поэт, его стихи проникнуты гуманностью, а Лермонтов — романтик, субъективист, поэт мысли, порой чрезмерно жестокий и злой в любовной лирике, все равно у них много общего. Лермонтов принял к себе опыт Пушкина, и приняв огромное наследство продолжил творческую жизнь гения русской литературы. Свойственное Пушкину «игровое поведение» характерно и для Лермонтова [см.: Вольперт, 2010, с. 276].
Оба поэта погибли от пули. Власти наложили запрет на мудрые произведения Пушкина, написанные незадолго до смерти [см.: Гершензон, 2010, с. 324].
Пуля Мартынова оборвала жизнь Лермонтова, и тем самым оставила человечество без талантливого поэта, который смог бы просветить еще не одно поколение [см.: Скатов, 2004, С. 87-97].
Тема творчества в поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лнрмонтова
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.