Что касается так называемых производительных займов, то и к ним следует относиться с большой осторожностью, в особенности если выгоды, получаемые от затраты постоянного капитала, рассчитаны на слишком отдаленное время. Государство может смело прибегать к займам только для таких производительных затрат, которые немедленно становятся источником дохода, достаточного для покрытия процентов и погашения долга. С этой точки зрения у нас, например, выпуск процентных бумаг для осуществления выкупной операции – заем действительно производительный, а обязательства государства по железнодорожным займам можно относить в рубрику производительных займов лишь с большими оговорками.
Вообще, что бы ни говорили о целесообразности государственных займов в тех или других случаях, все же руководящим началом финансовой политики должно всегда служить стремление к возможно быстрому погашению государственных долгов, а не к увеличению их суммы.
1.2. Общие принципы, функции и цели государственного кредита в Российской Федерации
В современных условиях, когда Россия находится в состоянии полу-кризиса, и имеет нехватку денежных средств для осуществления своих функций, а также для решения проблем, связанных стимулирования экономического роста, у государства есть объективная необходимость взять кредит.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и различными экономическими субъектами, при которых государство может выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта [4].
Участие государства в кредитной деятельности предполагает унификацию основных правил осуществления этой части финансовой компетенции, формирование определенных принципов. Принципы государственного кредита обеспечивают реализацию двух целей: сочетание публичных и частных интересов всех субъектов деятельности в сфере государственного кредитования; повышение эффективности кредитных отношений с участием государства.
Государственному кредиту присуще те же свойства, что и обычному кредиту, и основывается он на принципах кредитования: возвратности, платности, целевого назначения, обеспечения и срочности.
Сущность государственного кредита реализуется через его функции [20]:
Регулирующую;
Контрольную;
Распределительную.
Распределительная функция государственного кредита заключается в перераспределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Для реализации общественно значимых проектов, а также направления денежных средств на социальную сферу. Регулирующая функция государственного кредита заключается в существенном воздействии государства на рынок заимствования, так же воздействие на денежное обращение, процентные ставки, занятость. Контрольная функция государственного кредита заключается в финансовом контроле. Практическое назначение функции контроля обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.
Государственный кредит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний кредит более распространен по сравнению с внешним. Внутренний кредит представляет собой совокупность отношений между государством и резидентами страны, государство выступает кредитором, гарантом, и в основном заемщиком денежных средств в национальной валюте, это происходит за счет выпуска государственных облигаций.
Внешний государственный кредит – совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.
Стоит отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами
Основными проблемами управлением государственного долгом является стоимость заимствований и увеличение расходов связанных с погашением и обслуживанием долга, необходимость внутреннего заимствования, так как сократились возможности для внешних займов, проблемы связанные с рефинансированием государственной задолженности, снижение рейтинга России [24].
Для решения проблем с управлением государственного долга государству необходимо предпринять меры по увеличению доверия к Российской экономики с помощью усовершенствования налоговой системы и налогового администрирования, сбалансированности бюджета, эффективной борьбой с коррупцией, обеспечение надежного функционирования банковской системы, соблюдение всех федеральных законов на территории РФ.
От эффективности управления государственного долга зависит стабильность развития государства, темпы инфляции, состояние дефицитов бюджетов и инвестиционный климат в стране.