Административные правонарушения в рассматриваемой области различаются в зависимости от объектов противоправного посягательства. Основополагающую из них стоит рассматривать категорию «здоровье населения», на необходимость ее постановки указывает предписание ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации. Право граждан на здоровье включает в себя: непосредственные права (надлежащее предоставление медицинских услуг);права, обеспечивающие здоровье человека (продовольственное обеспечение, безопасная питьевая вода и т.п.).
Право на охрану здоровья граждан отражено в ст. 18 Федерального закона, а механизм его обеспечения – во всех нормах отраслевого законодательства (по пресечению противоправных деяний, посягающих на здоровье населения, предусмотренных нормами КоАП РФ). В качестве объекта противоправного посягательства надо рассмотреть понятие «общественная нравственность». Пока вопрос о понимании «общественной нравственности» неоднозначен, например, А.Е. Шалагин, отстаивает позицию о том, что охрана общественной нравственности – комплексный институт, включающий в себя многочисленные социальные, правовые, экономические, организационные и иные атрибуты, их обеспечение представляет собой неотъемлемую и первоочередную задачу исполнительной власти. Объектами противоправных посягательств в сфере незаконного оборота наркотиков выступают – «общественный порядок» и «общественная безопасность». Для целей квалификации правонарушения надо установить факт употребления наркотических средств или психотропных веществ.
Об особой сущности правонарушений в сфере незаконного оборота говорит предмет посягательства (противоправного):наркотические средства, психотропные вещества (их аналоги), прекурсоры и т.п.
Отсутствие легальных определений негативно сказывается на правовом регулировании. Обоснована позиция А.Н. Насонова о необходимости четкой законодательной регламентации «оборот наркотиков». Нарушение норм в сфере незаконного оборота наркотиков влечет за собой применение 6 из 10 установленных наказаний: штраф, конфискация орудия совершения или предмета правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административные арест, выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и приостановление деятельности (ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ).
Составы правонарушений 6, 10 и 20 глав, в диспозициях которых упоминаются термины «наркотические средства», «психотропные вещества», «прекурсоры и аналоги» не вызывают споров по вопросу их отнесения к числу наркоправонарушений. Отдельные составы, включенные в главы 11, 12 и 20 КоАП РФ, также следует относить к правонарушениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков ( ч. 7 и 8 ст. 11.5, ч. 1 и 2 ст. 11.9, ч. 1 и 2 ст. 11.13, ст. ст. 12.8, 12.26, 12.32, ч. 3 ст. 12.27, ч. 3 ст. 12.29, ч. 4.1 и 4.2 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.13 КоАП РФ). При этом опосредующие признаки отнесения этих составов к наркоправонарушениям связаны с фиксацией факта опьянения вследствие употребления запрещенных средств.
Для административно-правовой науке характерны разные подходы к классификации видов наркоправонарушений. Например, М.Н. Ситкина выделяет три группы соответствующих правонарушений: непосредственно связанных с незаконным оборотом наркотиков и их противоправным потреблением; способствующих распространению незаконному обороту и потреблению наркотических средств и психотропных веществ; производных от потребления наркотиков без назначения врача.
Отчасти правомерной, но не отражающей сути всех наркосоставов, выступает классификация, предложенная В.С. Болотинымсогласно которой все правонарушения разделяются (в области незаконного оборота наркотиков):
– связанные с непосредственным оборотом наркотиков (ст. ст. 6.8, 6.9, 6.91 , 6.13 КоАП РФ);
– производные от немедицинского потребления наркотиков (ст. ст. 11.9, 12.8, 20.21 КоАП РФ);
– направленные на противодействие контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности в сфере оборота наркотиков (ст. ст. 12.26, 17.7, ч. 4.2 ст. 20.8 КоАП РФ).
Заслуживает внимание классификация, предложенная Ю.А. Яницким, по мнению которого следует выделять три группы, а именно:
– административные правонарушения, не соотносимые с составами преступлений (ст. 20.21 КоАП РФ);
– составы преступлений, применительно к которым невозможно установить корреляцию с соответствующими административными правонарушениями (ст. 11.9 УК РФ);
– соотносимые составы преступлений и административных правонарушений (ч. 1 и 2 ст. 6.9 КоАП РФ). Но такая классификация неубедительна – не отражает сущности и предназначения административной ответственности за наркоправонарушения.Полагаем наиболее точным разграничение видов наркоправонарушений в зависимости от степени их отнесения к сфере незаконного оборота наркотиков. При этом в рамках этого подхода выделяются:
1.Директивные (прямые) – неисполнение (или ненадлежащее исполнение) правил владения, пользования и распоряжения наркотическими средствами и психотропными веществами:
– административные правонарушения, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность (см. статьи 6.8, 6.9, 6.91 , 6.10, 6.13, 6.15, 6.16, 6.161 КоАП РФ);
– административные правонарушения в сельском хозяйстве (см. ст. ст. 10.4, 10.5, 10.51 КоАП РФ);
– административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ).
2.Релятивные (относительные) – публичные проступки, имеющие опосредованную связь с вышеуказанными правонарушениями:
– административные правонарушения в сфере транспорта (ч. 7 и 8 ст. 11.5, статьи 11.9 и 11.13 КоАП РФ);
– административные правонарушения в области дорожного движения ( статьи 12.8, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 3 ст. 12.29, ст. 12.32 КоАП РФ);
– административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ч. 4.1 и 4.2 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.13, ст. 20.21).
Таким образом, административное правонарушение в сфере оборота наркотиков – это общественно-опасное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на общественные отношения в области охраны здоровья и общественной нравственности, порядка и безопасности, выраженное в нарушении установленного режима владения, пользования и распоряжения наркотическими средствами и психотропными веществами.
Правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, за которые применяется административная ответственность, названы в КоАП РФ в виде разновидности проступков (в области охраны здоровья населения и общественной нравственности и безопасности, общественного порядка, а также сельского хозяйства).
тема административная ответственность за отдельные виды правонарушений связанные с незаконным об
- 2020-05-16
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.