Согласно Г. Кельзеном, норма — это содержание акта, который предписывает или позволяет определенное поведение и, особенно, уполномочивает на определенные действия. При этом следует иметь в виду, что норма как специфическое содержание акта, направленного на регулирование поведения людей — это не то же самое, что и акт воли, содержание которого она представляет. Ведь норма должное, а акт воли, содержание которого она составляет — сущее.
Разницу между сущим и должным, с точки зрения Г. Кельзена, нельзя выразить точнее. Она непосредственно присутствует в подсознании каждого человека.
Однако этот дуализм сущего и должного вовсе не означает, что сущее и должное никак не соотносятся друг с другом. Существует выражение: некоторое сущее может соответствовать некоторому должному; что значит: кое-что может быть таким, каким оно должно быть.
Как известно, представители юридического неопозитивизма в определении понятия право в отличие от представителей классического юридического позитивизма, которые рассматривали право «как оно есть», утверждали, что право следует рассматривать «как оно может быть представлено».
Говоря об основных признаках права, можно сказать, что право есть мера свободы и поведения человека, – он свободен делать то, что не вредит другому. Праву присуща системность и нормативность, т.е. право, есть упорядоченная и внутренне согласованная система норм.
Норма – это правила поведения членов общества, которые определяют их права и обязанности, они устойчивы и типичны для конкретных условий. Нормы права всегда формально определены, т.е. содержат точные указания, какие действия правомерны, а какие нет, и закреплены правовыми средствами (законами, нормативными актами, договорами). Право всегда обеспечено государством, оно гарантирует общеобязательность правовых норм.
Право есть реально действующая сила регулирования социальных отношений. Право, которое не действует реально, не исполняется на практике, не существует. Право выражается через закон (или иное правовое средство), который должен соответствовать природе, идеям, ценностям права.
Можно определить право как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Это определение позитивного права, т.е. права получившего официальную форму признания, – закона. Можно также сказать, что это операциональное определение права, формулирующее условия применения права.
Однако исходным является определение, которое содержит абстрактную, мировоззренческую характеристику, например, право – это нормативная форма выражения свободы, посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях.
Оба этих определения являются разными сторонами общего, синтезированного понятия права, которое включает различие и взаимосвязь права и закона. Право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу.
Данные определения исходят из понимания единой природы права, которая выступает в форме идей, представлений индивидов о праве, в форме юридических норм, исходящих от государства, в форме действий, правоотношений, в которых реализуются идеи и нормы права.
Единый подход позволяет выявить суть права как реальную силу общества, регулирующую отношения его субъектов. В праве находят выражение интересы различных людей и их групп, которые изменяются в зависимости от характера экономического развития общества, уровня культуры, социальной структуры, традиций.
В проблеме действительности права следует различать три подхода — юридический, социологический и этический, понимая в соответствии правовую, социальную и моральную действительность нормы. Юридическое понимание действительности ориентируется на упорядоченность или позитивность, социологическое — на действенность или эффективность, этическое — на правильность или легитимность. Г. Кельзен допускал определенную коллизию между правовой и социологической действительностью нормы, поскольку условием действительности, чтобы он считал и определенную степень его социальной эффективности («в общем и целом» — для системы норм, «минимальную» — для нормы). Но столкновения правового и морального аспектов действительности нормы он определял исключительно в пользу первого, за счет четкого разграничения права и морали, позитивного права и справедливости.
Проанализировав, какое внимание в своей «чистой» теории права Г. Кельзен уделяет норме следует отметить, что основным фактором изучения и столь детального рассмотрения понятия и функционирования нормы была теория юридического неопозитивизма.
Поскольку классический юридический позитивизм концентрировал внимание на установлении норм, юридический неопозитивизм большое внимание уделял самой норме, ставил целью понять правовую систему, исходя из самых правовых норм этой системы. Как отметил Е. С. Комаров, «действительность права выводится из самой нормы права в юридическом позитивизме XIX в.», то есть нормативность права через его действие (воздействие на общество) определяет понимание самого права как действительного и реального явления. Так как основная норма представляет собой нормативное формулировка понятия (положительного) права, а также существование и действительность в Г. Кельзена совпадают, то из выше изложенного следует, что основная норма содержит в себе и критерий познания права, и критерий его действительности.
Тема 4: «Сущность права»
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.