Для более глубокого понимания природы данной диады необходимо обратиться к этимологии самих понятий «любительский» и «профессиональный». Так, любитель – это «человек, который имеет склонность, пристрастие к чему-нибудь» [7], а также «человек, который занимается каким-нибудь делом не как профессионал, по увлечению, из интереса» [7]. Вышеперечисленные определения рассматривают проблему с точки зрения психологии, социологии и экономики. Из них следует, что основными критериями любительства являются неинституционализированность практикуемой активности, невовлеченность в систему товарно-денежных отношений, а также доминирующий эмоциональный мотиватор для ее исполнения. Кроме того, на современном этапе отмечается наличие негативной экспрессивной окраски самого понятия «любительский». Как отмечает В. Виноградов, «слова любитель и дилетант до 20–30-х гг. XIX в. при господстве дворянско-аристократической речевой культуры были окружены светлым, положительным эмоциональным ореолом [8].
Дальнейшее резкое изменение коннотативного компонента термина исследователь связывает с активным развитием системы трудовых отношений и появлением понятия «профессионал», которое становится антонимом «любителя», что затрагивает все сферы человеческой жизни, в т. ч. и искусство. Подобная десемантизация понятий коснулась и белорусского театрального искусства. Так, изначально «любитель» (бел. «аматар») характеризовал эмоциональное отношение исполнителей к продукту (напр. «Товарищество любителей белорусской драмы и комедии»). В дальнейшем, в связи с институционализацией театра в начале ХХ в. понятия «любительский» и «профессиональный» вступают в качественную оппозицию. Термин «профессиональный». Этот термин является производным от понятий «профессия» и «профессионал» и включает в себя социологическую, экономическую и юридическую составляющую. В соответствии с Толковым словарем иностранных слов, профессия – это «основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»
Профессиональное искусство является институционализированным и включенным в основные сферы человеческой деятельности: социально-экономическую, духовную, общественную. Кроме того, его функции и эстетическое направление развития предопределяются заказом, преимущественно государственным, и, соответственно, оно регулируется рядом законодательных норм как общетрудового, так и специфического характера. «Любительское искусство» и «профессиональное искусство». Таким образом, в современной трактовке понятия «любительское искусство» и «профессиональное искусство» (в том числе и театральное) являются дихотомией, обусловленной развитием товарно-денежных отношений. Фактически, представители обоих типов искусства не вступают в конкурентные отношения, занимая свой собственный сектор в креативной экономике, поэтому данное противопоставление видится возможным считать комплексно-оценочным, относящимся к различным сферам жизнедеятельности общества.
С точки зрения социологии дифференциация происходит в области личной мотивации. Так, для «любителя» таковым является удовлетворение персональных эстетических запросов, не предусматривающее перевода данной деятельности в публичную социальную позицию, что свойственно для профессионально деятеля искусств. Кроме того, выбор носит жизненный характер, т. к. последний конвенционально приходит к согласию посвятить большую часть своей жизни именно сфере искусства как способу социального позиционирования, в то время как для первого занятие является частью удовлетворения гедонистических потребностей и атрибутируется как досуговое.
С точки зрения экономики различия заключаются в конечном получении прибыли от результата деятельности, целевого назначения настоящей прибыли и ее распоряжением в соответствии с принятой системой налогообложения. Юридически, данная оппозиция характеризуется интегрированностью ее участников в существующую законодательную систему и ее регулирование соответствующими нормативными актами.
С точки зрения организации театры представляют собой подчиненные, или в соответствии с принятыми критериями, любительские (организованные руководителем на бесплатной основе при учреждениях культуры, дополнительного образования и др., имеющие план по показам и подчиняющиеся административной политике своего учреждения, участниками которых являются актеры без соответствующего образования) и независимые (организованные стихийно, без определенной материально-технической базы и финансово-административных обязательств). Касательно общего эстетического и художественного уровня зрелища здесь видится возможным ввести более обширную градацию «любительский – полупрофессиональный – профессиональный», т. к. театры имеют различный опыт работы, качественный уровень представления, а также студии для обучения.
Так, для наименования «профессиональный» в данном случае необходимо выполнение следующих критериев: высочайший исполнительский уровень, включающий свободное владение исполнительской и режиссерской техникой в области данной новой театральной формы; наличие собственной устоявшейся стилистики, узнаваемого брэнда и зрительского спроса; участие в республиканских и международных тематических фестивалях, конкурсах, а также активная репертуарная работа.
Сюда возможно отнести и наличие собственной школы преподавания при коллективе. К полупрофессиональным театрам, работающим в области новых форм, можно отнести и коллективы без собственной школы и перформативной активности, демонстрирующие стабильно высокий уровень исполнительского мастерства и периодическое участие в различного рода мероприятиях. Любительским в данном случае можно назвать театр с низкой активностью и общим художественным уровнем зрелища ниже среднего, не имеющего собственного зрителя.
С точки зрения финансирования данные коллективы независимо от уровня профессиональности находятся на полном самообеспечении без государственной поддержки. Как правило, основным источником дохода является выручка от продажи билетов на спектакли. Сюда же можно отнести гонорары за участие в международных фестивалях и проектах, а также грантовую и спонсорскую помощь. Таким образом, театры, осваивающие новые формы на любительском, полупрофессиональном и профессиональном уровнях, в отличие от драматических коллективов, существуют в условиях полноценной рыночной экономики, где финансовая стабильность и перспективы развития полностью зависят от зрительского интереса.
Театральная студия как форма организации молодёжного досуга в доме культуры
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.