Так, характерной чертой несовершеннолетних дошкольного и младшего школьного возраста является повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие необходимого жизненного опыта и профессиональных знаний зачастую препятствуют в восприятии картины того или иного события в целом и не позволяют должной мере в процессе допроса повторить необходимую информацию.
Однако, в силу своих психологических особенностей, несовершеннолетние такого возраста могут с легкостью запомнить такие важные детали, как государственный номер автомобиля, характерные особенности преступника и т.д. Зачастую жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена и последующие яркие впечатления способны перекрыть предыдущие яркие моменты, в связи с чем допрос таких несовершеннолетних желательно проводить как можно быстрее после совершенного преступления.
По своей природе несовершеннолетний обладает меньшим объемом восприятия и долговременной памяти. В связи с этим несовершеннолетние, в отличие от взрослых, менее точно определяют пространственные качества объектов – величину, удаленность, цветовые оттенки, внешние данные и т.д. Кроме того, несовершеннолетние в большинстве случаев ошибаются при определении временных рамок, чаще путаются в последовательности событий.
Несовершеннолетние часто неверно сообщают сведения о росте или возрасте человека. Например, они часто путают такие понятия как «молодой» и «старый». Подросток часто определяет человека в 35-40 лет «старым» или «пожилым». Отмечается в литературе, что для большинства детей их родители кажутся моложе своих сверстников. Оценивается возраст в годах также неточно. Однако в юношеском возрасте такая ситуация прослеживается в редких случаях.
В следственной деятельности часто наблюдается эмоциональная возбужденность. Связано это с возникновением конфликтов, сложностью ситуации, взаимоотношением людей, где проявляются эмоции и чувства. При расследовании дела необходимо учитывать и оценивать эмоциональное влияние на поведение человека. Следовательно, на стадии восприятия нужно учитывать эмоциональный признак.
На процесс восприятия эмоции воздействуют неоднозначно – могут как улучшать его качество, так и деформировать. Негативные эмоции (страх, испуг, волнение) служат основой для возникновения ошибок. Такие ошибки могут быть также из-за воздействия на несовершеннолетнего алкоголя, наркотиков, токсичных и других веществ, когда он не в состоянии оценивать адекватно окружающую его обстановку.
На практике часто показания формируются из непроизвольного запоминания, когда, как правило, несовершеннолетний свидетель не имеет цели запомнить характер своих действий, окружающих людей. В таких случаях трудностей в запоминании информации не возникает, запоминается событие непроизвольно.
В памяти сохраняется материал в течение какого-то времени. Чем больше времени прошло, тем больше вероятность утраты или искажения информации. Также качество показаний будет зависеть еще и от того, в каких условиях был получен данный материал: спокойных, обычных или экстремальных.
Завершающей стадией формирования показаний несовершеннолетних свидетелей является стадия воспроизведения, которая имеет важное значение для дела – получение допрашивающим полной и точной информации.
Как справедливо отмечает А.М. Алексеев, что промежуток времени между восприятием человеком информации и его допросом должен быть минимально коротким. Однако, если событие принесло лицу сильное эмоциональное потрясение, то отложенный на некоторое время допрос по времени будет полным и точным.
Важно помнить, что позиция несовершеннолетнего на следствии нередко определяется юношеской дерзостью. Поэтому следователь должен сохранять спокойствие, не срываться. Разъяснения и замечания, тон которых может варьироваться в зависимости от поведения подростка, в крайнем случае – перерыв допроса – это меры обычно бывают достаточными. Кроме того, действия несовершеннолетнего в течение допроса зачастую обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию собственной зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью негативной оценки с стороны ближайшего окружения.
Хочется отдельно остановится на психофизических особенностях детей. Они наиболее ярко очерчены. В момент производства следственного действия в обязательном порядке нужно удостовериться в том, что несовершеннолетний осознает суть заданного вопроса, в случае если нет, то придать наиболее доступную для его восприятия форму вопросу, может быть в том числе и задавая его в «детском» стиле. В случае если ребенок станет давать ответы в подобной форме, в таком случае в протоколе допроса, который содержит важнейшее доказательственное значение, должно быть расшифровано каждое слово и выражение ребенка, безоговорочно отображена его смысловая нагрузка.
В некоторых случаях ребенку легче нарисовать интересующую следователя информацию, чем сказать слово (фразу)вслух; в таком случае такой рисунок прилагается к протоколу допроса несовершеннолетнего (малолетнего) потерпевшего, свидетеля, о чем непременно делается соответствующая отметка в самом протоколе допроса. Сила слова, привычного для ребенка и общепринятого в его ближайшем окружении, также способна сыграть немаловажную роль с целью результативного выполнения допроса.
Итак, указанные возрастные особенности существенным образом влияют на сознание и поведение несовершеннолетнего, на отношение к окружающей обстановке, в том числе и к процедуре допроса. Также возрастные особенности несовершеннолетнего лица влияют на формирование показаний и его поведение в процессе допроса.
Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей
- Diplom777
- Криминалистика

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777