Обучающийся школы постоянно подвергается оцениванию со стороны педагогов, сверстников, родителей. Он отчетливо понимает, насколько успешен или не успешен в учебной деятельности, так как отметки демонстрируются, сопровождаются оценочными комментариями учителя. Родителям доводятся успехи ребенка посредством анализа успеваемости в электронном дневнике. Поэтому обучающимся необходима позитивная поддержка со стороны взрослых для того, чтобы у них не сформировалось негативное отношение к себе как к личности.
Э. Эриксон отмечает, что у обучающихся, имеющих негативные успехи в академическом обучении часто имеются достаточно положительные представления о себе как о личности. При этом уровень притязаний может быть завышен по отношению к социальным целям и занижен по отношению к учебной деятельности[10].
Финк рассматривал вопросы академической успешности – неуспешности с точки зрения снижения влияния негативных влияний плохой успеваемости на уровень притязаний. Он утверждает, что уровень притязаний всегда будет адекватным при условии, что школьники не будут испытывать чувства вины, изоляцию, защитным типом поведения, трудностью самовыражения. Дети которые хорошо учатся, получают массу эмоциональных поглаживаний от взрослых, а в младшем школьном возрасте и от сверстников, которые руководствуются мнением учителя[9].
Таким образом, уровень образовательных притязаний соотносится с уровнем тревожности, самооценкой, интеллектуальными способностями и влияет на изменения индивидуальных качеств личности.
Школьные и индивидуальные факторы, влияющие на успешность школьного обучения.