Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Связь эмоций и познавательных процессов

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Познавательные процессы, которые разворачиваются в процессе обучения, практически всегда сопровождаются позитивными и негативными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве важных детерминант, определяющих его успешность. Это объясняется тем, что чувства и эмоциональные состояния могут проявлять энергизирующее и регулирующее воздействие как на ход восприятия, мышления, памяти, воображения, так и на личностные проявления (потребности, интересы, мотивы и др.). В каждом процессе познания можно выделить эмоциональную составляющую.
Эмоциональные реакции и состояния существенно воздействуют на ход познания. Они могут или снижать, или повышать эффективность процессов познания. Потому так важно применять в ходе обучения эмоции.
Познавательная деятельность несколько притормаживает эмоциональное возбуждение, придавая ему избирательность и направленность. Позитивные эмоции фиксируют и эмоционально окрашивают особо результативные и успешные действия, которые появляются в процессе выполнения задач обучения.
Выделяют следующие особенности воздействия эмоциональной области на ход и результаты обучения:
эмоциональное состояние оказывает влияние на общее соматическое
состояние организма, как педагога, так и учащегося (негативные эмоции могут переживаться в форме «Мне плохо», «Я плохо себя чувствую», от особо сильных эмоций человека может «бросать в жар» или же «бить озноб» и т.д.);
сильные эмоции (как негативные, так и позитивные) характеризуют функционированиеотдельных систем и органов, могут вызывать ощущения в разных органах, понижение или повышение давления и т.д.
эмоции воздействуют на скорость и качество протекания
познавательных процессов внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения (любые сильные эмоции содействуют запоминанию, чрезмерно сильные эмоции тормозят запоминание, вызывают «вытеснение» информации, позитивные эмоции увеличивают сообразительность, активизируют творческое мышление, активизируют переработку информации; негативные эмоции «притупляют» внимание и т.д.);
эмоции влияют на мотивацию к выполнению деятельности (желание
учиться у учащегося, желание работать у преподавателя);
эмоции определяют отношение субъектов процесса образования друг к
другу.
Эмоциональная составляющая включена в процесс обучения не в качестве сопровождающего, а в качестве важного компонента, который воздействует как на итоги учебной деятельности, так и на развитие структур личности, которые связаны с самооценкой, степенью притязаний, персонализацией и прочими показателями. Потому правильное соотношение познавательных и эмоциональных процессов в обучении получает особенную важность.
Недооценка эмоциональных элементов может приводить к большому числу сложностей и ошибок в организации процесса обучения. Эмоциональные условия важны не только на начальных этапах обучения. Они исполняют функцию регуляторов учебной деятельности и на дальнейших этапах обучения.
Внимание – это концентрация на определенном предмете даже при воздействии помех от окружающей среды. Если обучающийся испытывает во время занятия скуку, раздражение или неудовлетворенность от учебного материала, его внимание рассеивается, он отвлекается на посторонние мысли и действия. Положительные эмоции, такие как интерес или увлеченность, помогут ему сохранить концентрацию на теме занятия.
Положительная эмоция положительной эмоции рознь. Те эмоции, которые не относятся к процессу обучения отвлекают внимание обучаемых. Они растворяют концентрацию внимания и мешают усвоению материала.
Надо помнить, что не все положительные эмоции одинаково хороши, они могут и способствовать, и препятствовать процессу обучения.
Эмоции оказывают непосредственное влияние, как на оперативную, так и на долгосрочную память ученика. Извлечение данных из памяти также облегчается и ускоряется, если в процессе запоминания участвовали эмоции. Самое интересное то, что при запоминании могут быть задействованы и положительные, и отрицательные (гнев, протест и т. д.) эмоции.
Когда эмоции соединяются с полученным во время обучения опытом, способность к запоминанию повышается. Кроме того, вместе с памятью улучшается и усвоение информации. Запоминаются не только данные из учебного курса, но и сам процесс обучения, что в свою очередь добавляет индивидууму положительных эмоций.
Мотивация, как толчок при следовании к цели как к конечному результату, не может обойтись без эмоций. Мотивация служит как бы аккумулятором, который заряжает энергией при интенсивной деятельности во время получения знаний.
Психологи провели исследования, которые показали, что при положительных эмоциях люди прилагают большие усилия для достижения цели. При отрицательных эмоциях мотивация очень слаба или вовсе отсутствует. А в творческой деятельности положительные эмоции являются просто необходимыми мотивационными факторами.
Наиболее оптимальны задачи умеренной сложности. Мотивация падает, если задача слишком проста или очень сложна. А вот если подобрать задание, которое будет оптимальным по сложности, т. е. ученик уверен, что с ней справиться, мотивация заметно повышается.
Восприятие информации тем успешнее, чем более неординарна ее подача. Эмоции как бы раскрашивают ее в яркие цвета, меняют привычный угол зрения, рассматривают окружающий нас мир под различными, часто необычными ракурсами.
Люди с положительным настроем готовы к получению и восприятию новой информации. Они обладают такой аурой, что даже собеседник готов добровольно делиться с ними знаниями. Напротив, люди с негативными эмоциями воспринимают окружающий мир через множество фильтров, отсекающих определенную информацию. К тому же обратная связь с окружающими у них также как правило, отрицательная.
Юмор, улыбка или веселая игрушка имеют важное значение для процесса обучения ребенка. Хорошее настроение и эффективность учебы или работы свойственны не только взрослым, но и детям.
Апатия и отсутствие интереса к учебе достаточно часто встречается у школьников. Иногда это связано с психологическим состоянием, наличием болезни или нарушения какого-либо процесс жизнедеятельности – подобные симптомы у детей школьного возраста являются предметом исследования врача.
Специалисты Парижского университета Декарта провели эксперимент, результаты которого убедительно показали, что положительные эмоции помогают детям быстрее учиться. Как сообщает MedDaily, психологи поставили задачу – при помощи картонных грабель подцепить игрушечного утенка. Группе из 53 человек провели демонстрацию задания.
В первом случае — как подцепить игрушечного утенка граблями, — показывал улыбающийся человек. Он бросал игрушку на пол и демонстрировал детям как до нее дотянуться. Во втором случае делалось то же самое, но с серьезным видом – при этом 16 детей засмеялись, наблюдая, как взрослый человек поднимает с пола утенка.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.