В число основных политических прав и свобод входят свобода печати и информации, закрепленная в ч. 4 и ч. 5 ст. 29 Конституции РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Таким образом, каждый имеет право быть как потребителем, так и создателем информации. Без преувеличения можно сказать, что без свободы печати не может быть ни гражданского общества, ни правового государства. Залог экономического и культурного прогресса — в информированности как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Российская Конституция гарантирует соблюдение таких основных прав человека, как право на свободу слова (выражения) и право на свободу мысли. Конституция РФ также предусматривает недопустимость цензуры. В Законе о СМИ цензура определяется как требование со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений либо общественных объединений, предъявляемое редакции средства массовой информации, предварительно согласовывать сообщения и материалы перед публикацией (кроме случаев, когда должностное лицо является автором либо интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений, материалов и их фрагментов.
Основным законодательным актом, регулирующим российские СМИ, является Закон №2142-1 «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с внесенными изменениями (далее – Закон о СМИ). Следующие законодательные акты также участвуют в регулировании работы СМИ: Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июня 2006 г., Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г., Федеральный закон №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г., Федеральный закон №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» от29 июня 2013 г., Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 г., а также некоторые другие.
Наряду с ними применяются международные соглашения, например Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция по правам человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.
Основным полномочным государственным органом в области средств массовой информации и коммуникаций является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Он регистрирует продукцию средств массовой информации и выпускает лицензии на деятельность, связанную с телевизионным вещанием и радиовещанием. Еще одним государственным органом в области СМИ является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), оказывающее государственные услуги и управляющее государственным имуществом в сфере СМИ.
В терминологии Закона о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание; радиопрограмма, телепрограмма либо видеопрограмма, кинохроникальная программа либо иная форма периодического распространения массовой информации. Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Основной тенденцией в регулировании российских СМИ в течение пяти последних лет является ростконтроля правительства РФ. Важнейшие изменения включают:
(a) введение в силу жестких ограничений на возможности нерезидентов владеть, контролировать либо руководить российскими средствами массовой информации с 1января 2016 г.;
(b) ограничение на рекламу на коммерческих телевизионных каналах;(c) рост числа специальных ограничений на публикацию и распространение контента СМИ;
(d) усиление контроля над сетевыми СМИ;
(e) вступление в силу законов о торговле c использованием инсайдерской информации, допускающих обход требований об обеспечении конфиденциальности.
Два первых вышеупомянутых изменения кардинальным образом воздействуют на ситуацию на российском рынке СМИ. Вместе с тем, поскольку эти меры относятся в большей степени к бизнесу, чем к правовому статусу журналистов и/либо источников СМИ, в рамках нашего доклада мы не будем акцентировать на них внимание. Далее подробно обсуждаются применимые ограничения в области СМИ, включая недавновведенные.
Ключевой тенденцией, имеющей отношение к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет (далее – Интернет СМИ), является существенное расширение полномочий российских государственных органов (в первую очередь Роскомнадзора) по блокировке доступа на вебсайты без необходимости получения решения суда. Первоначально это право было введено Федеральным законом №139-ФЗ от 28 июля 2012 в связи с защитой прав детей (включая право на ограничение доступа к сайтам, содержащим материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информацию о способах совершения самоубийства, а также наркотиках и т.д.).
Основания для включения сайтов в «черный список» были затем существенно расширены (так, в них были включены: нарушение прав интеллектуальной собственности, публикация информации, подстрекающей к беспорядкам либо экстремистской деятельности, сепаратизму, реабилитации нацизма и т.д.). На практике эта процедура осуществляется следующим образом: Роскомнадзор направляет уведомление собственнику сайта с требованием удалить определенную информацию, запрещенную законом, в течение нескольких дней. Если собственник не выполняет требование, то домен сайта может быть заблокирован Роскомнадзором. Конституционный Суд Российской Федерации поддержал соответствующие положения российского законодательства.
Свобода печати в современной России
- Полина Колобова
- Политология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Полина Колобова
Я – Полина Колобова, преподаю политологию, мне 38, опыт работы – 10 лет. Закончила ННГУ, факультет международных отношений и мировой истории. Написала 12 научных статей. Кроме основной работы занимаюсь репетиторством. Также работаю на сайте «Диплом777», помогаю учащимся в решении любых аттестационных работ по моей специальности. Очень люблю свою работу за возможность развивать и развиваться самой.