Будучи запечатленным в изображении, драматическое действие киномюзикла по-особому демонстрировало соотношение трех главных составляющих — музыки, хореографии и сценарной драматургии, поскольку отсутствие непосредственного воздействия сценического зрелища на зрителя в кино должно чем-то компенсироваться. Помимо изобразительного решения фильма, в киномюзикле активно используется музыкальная динамика, которая проявляется в пении или танце и влияет на организацию экранного изображения. Художественная идея этого жанра воплощается в том, что синтез искусств понимается здесь как сочетание различных видов искусств, оказывающее единое эстетическое воздействие.
Жанровая природа мюзикла налагает определенную ответственность на актёра-исполнителя нового «синтетического» типа, который обязан владеть полным комплексом актёрского мастерства – вокальным мастерством, музыкальностью, речевой выразительностью, драматической игрой, а также пластикой как средством выражения мысли, характера, мимики и т. п. (Шилова, 1984).
По поводу особенностей драматургии музыкального фильма уже задолго до появления киномюзикла стало понятным, что в тех фильмах, где преобладает музыкальное начало, качество диалогов героев, уровень оригинальности и проработанности сюжета, а также все, что относится к сценарной драматургии, может не претендовать на сложность, новизну и глубину, то есть на художественность киноповествования. Гораздо важнее было музыкальное начало, наличие известного шлягера, исполняемого популярным актером, а также демонстрация крупным планом самого процесса пения. Зрелищность киномюзикла заключается в декоративных постановочных эффектах, а также в особом характере действия, реализуемого поющими и танцующими актерами.
В мюзикле на зрителя непосредственное и самое значительное воздействие при просмотре фильма оказывают музыка и танец. По словам отечественного кинокомпозитора Эдуарда Артемьева, приоритет музыкального начала в мюзикле совсем иначе и по-новому воздействует на зрителя, нежели сюжет и диалоги в «обычном» игровом фильме: «Идеальное возникновение пения мотивируется тем, что сказать что-то просто — уже невозможно, необходима другая ступень эмоциональной выразительности. <…> Сейчас настал момент нового воздействия музыки, момент физиологического воздействия, которое очень многое может дать кинематографу. Киномюзикл поэтому представляется мне идеальным вариантом современного фильма. Здесь наиболее полно могут быть использованы все средства воздействия на зрителя» (Артемьев, 1994, 126 с.).
Отметим основные характеристики мюзикла:
1. Преимущественно популярная, эстрадная музыка, то есть принадлежность музыкального материала к сфере массовой поп-культуры, не к «высокой» музыкальной традиции;
2. Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;
3. Мощная драматическая структура, свойственная классическому американскому шоу. В основе сюжета в мюзикле, как правило, лежат литературные произведения, завоевавшие широкую популярность и доказавшие свою художественную полноценность;
3. Высокая идейная содержательность, глубина мысли, серьезность проблематики (Шилова, 1983).
Как упоминалось выше, в процессе исторического развития сформировался определенный набор жанровых характеристик мюзикла. Кроме того, выделились отдельные поджанры, отличающиеся собственными принципами построения. Основными разновидностями мюзикла можно считать:
Мюзикл-опера – такой вид мюзикла, который сочетает в себе единство свойств и признаков жанров мюзикл и опера (например, «Шербургские зонтики» М. Леграна, «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Уэббера и др.) (Березовчук, 2003).
Мюзикл-оперетта – поджанр мюзикла, который сочетает в себе характерные черты мюзикла и оперетты («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Звуки музыки» Р. Роджерса и т. д.)
Мюзикл-драма – такой мюзикл, который опирается на диалоги и речь («Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта).
Мюзикл-обозрение — эстрадное ревю, в основе которого лежит драматический сюжет (например, советский к/ф «Веселые ребята», муз. И. Дунаевского).
Наиболее популярными сюжетами киносценариев для мюзикла по мнению исследователя М.Ханиша (1984) являются:
А) «мюзикл подмостков», в котором показывается процесс рождения мюзикла в театре;
Б) «мюзикл Золушки», демонстрирующий восхождение маленькой неизвестной девушки к славе большой «звезды» шоу-бизнеса;
В) «мюзикл любви-ненависти», где герои поначалу игнорируют друг друга, а затем испытывают взаимное влечение;
Г) «мюзикл-биография», где показывается жизнь «звезды» мюзикла и история ее успеха (Ханиш, 1984).
Природа зрительского восприятия в мюзикле связана с естественным переходом вслед за героями фильма из одного плана в другой. Зритель следит за непрерывностью драматического действия мюзикла, в результате чего у него возникает ни с чем не сравнимое удовольствие от переживания целостности киноповествования. Однако сам мюзикл представляет собой по композиции сложную последовательность изолированных эпизодов. То есть строение мюзикла предельно фрагментарно, в то время как драматическое действие обеспечивает мюзиклу единство.
Киномюзикл ориентирован на определенный тип зрителя с четкими потребностями в сфере развлечений и определенными эстетическими реакциями. Стили и жанры в мюзикле подчинены двум задачам: целенаправленному раскрытию художественного замысла автора (режиссера, композитора или хореографа) и общей цели развлекательности.
Свет и звуковое сопровождение в мьюзиклах Кабаре (1972) и Ла Ла Ленд (2016)
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.