Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Суть и особенности применения экспертного метода при разработке государственных решений

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Формальная (математизированная) теория принятия решений в рамках нормативного подхода анализирует, каким образом должны приниматься решения и при каких условиях они будут наиболее рациональными. Отклонения, основанные на психологической реальности, от схемы теории формального решения (игнорирование альтернатив, недооценка или переоценка объективных вероятностей и др.) учитываются при использовании дескриптивного подхода (наиболее подробно рассмотрено в следующих разделах).
Соотношение формальных и неформальных аспектов разработки государственного управленческого решения довольно динамично.
Данное соотношение связано с развитием математического аппарата и технических средств. Например, формализация психофизиологических процессов людского поведения. При всей трудности последних уже существуют модели принятия решений на уровне нейронов.
Нейронные механизмы разработаны на основе изучения природы биологических процессов, которые протекают в организме (мозге) человека при процедуре принятия решений. Примером может служить шахматный матч чемпиона мира Г. Каспарова с искусственным интеллектом.
Область формального в разработке решения расширяется с развитием научно-технической революции. Это свидетельствует создание искусственного интеллекта на базе электронных вычислительных машин с быстродействием в сотни миллионов операций в секунду.
По мнению профессионалов, психология находится на пороге нового этапа развития — создания математического аппарата для описания психологических явлений и связанного с ними человеческого поведения.
И это весьма важно, поскольку психологические (неформальные) аспекты являются неотъемлемой частью процесса разработки решений, который не учитывается нормативными моделями.
Привлекательная, с одной стороны, и важная, с иной, идея увеличения важности формальных аспектов при разработке решений может оказаться не столь безобидной в обозримом будущем (XXI веке). В противостоянии «человек — искусственный интеллект» может быть обнаружено неожиданное ослабление позиций человека. Предположительно это может дать возможность в результате влияния ряда факторов, в том числе факторов окружающей среды, на рекреационное состояние человека, в том числе включая его интеллект.
Перемены, которые происходят все время, в хозяйственной деятельности предприятия требуют ответа в вопросе управления, разработки различных государственных решений.
Из этого следует, что нужно отличать методы принятия государственных решений на основе математического моделирования и методы, базирующиеся на эмоциональных приемах работы в группах.
Этапы разработки государственных решений:
1 этап. На подготовительном этапе сначала идентифицируется и формулируются проблема. Дальше образуется база данных, достаточная для выделения проблем, которые необходимо решить. Затем перечисляются наиболее важные проблемы для государства («повестку дня»), определяются и формулируются наиболее важные проблемы среди них, а также определяются критерии для измерения проблемы и достижения успеха в ее решении. Технологии, которые используются на подготовительном этапе могут применяться в рамках следующей схемы действий: поиск проблем при анализе ситуации; выбор государством одной из трех альтернатив решения проблемы:
1) обозначить собственное нейтральное отношение к ней либо сформулировать позицию относительно нее, никак не предпринимая последующих действий;
2) намеренно задерживать начало действий по ее осуществлению;
3) начать активно работать над разрешением проблемы.
В последнем случае у государства также существует некоторое количество вариантов: оно может попытаться разрешить ситуацию, не анализируя ее; начать предпринимать какие-либо действия для дальнейшего разъяснения причины конфликта и выбрать более выгодные способы его разрешения (пока государство будет отставать от развития ситуации); попытаться передать решение проблемы на другой уровень (к примеру, в ассоциации гражданского общества) и приступить к скорейшему разрешению ситуации.
В силу непрерывности процессов прогнозирования, планирования и реализации целей в государстве, подобная схема поиска проблем вкладывается вкруговую модель управленческого цикла с параллельным анализом ситуации и уточнением «повестки дня». Как правило, государство рассматривает проблему в рамках различных концептуальных и теоретических подходов, изменяющих ее значение для выработки его политического курса. Это дает возможность уточнить содержание сложных и масштабных задач, учесть межгрупповой характер государственных интересов.
Имея юридические последствия, можно преобразовать то или иное событие аналитическими структурами государства в ситуации, которая будет являться проблемной. В то же время ситуация должна быть однозначно понята, установить общие социальные причины общественных противоречий, а также прояснять побочные последствия.
2 этап. Постановка целей. Изначально нужно выбрать политическое решение, выработать определенные цели (подцели) деятельности. В случае если государство заинтересовано в принятии решений по той или другой проблеме, оно должно выработать и рассмотреть всевозможные альтернативы, с возможной «сменой тем», т.е. переключением внимания на иные проблемы, которые имеют все шансы обостриться. Выбор цели подразумевает сведение трудной общественной ситуации к конкретным количественно выраженным параметрам деятельности всевозможных государственных структур и институтов.
Создавая цели государственной политики, органы управления анализируют и сравнивают различные альтернативы решения проблемы, имитируя развитие событий для каждого из выбранных вариантов. Рассматривается по меньшей мере три альтернативы: 
1) максималистская;
2) безопасная (нейтральная);
3) минимально возможная.
Каждая из трех альтернатив имеет верхнюю и нижнюю границы, определение которых является аналитической задачей на втором этапе. Верхняя граница выражает зависимость деятельности государства от ресурсов, информации, времени действий, прошлых обязательств и т.п. А нижняя — из-за факторов, вызывающих проблему.
В области государственного управления четко видны три типа проблемных ситуаций и соответствующих задач. Тогда можно рассмотреть всевозможные альтернативы действий и принять необходимые политические решения. Прежде всего, это хорошо структурированные (стандартные) задачи, которые государственные органы периодически решают при определенных условиях (например, в связи с подготовкой коммунальных служб к зиме, навигационными мероприятиями, сбором урожая и т.п.). В таких случаях уже есть проверенные алгоритмы решения, поддерживаемые богатым прошлым опытом, известными крайними сроками, широко используемыми инструментами и т. п. Как правило, задачи такого типа можно быстро переформулировать в цели; они содержат обширную систему подотчетных действий – составляющих сформулированных и готовых к реализации целей.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.