Оглавление
Введение
Глава I. История создания медиатеки
1.1 Понятие «медиатека», её определение
1.2 Цели и задачи медиатеки
Глава II. Медиатека в библиотеках России
2.1 Библиотека- медиатека
2.2 Организация фондов мультимедиа в библиотеке
2.3 Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов
Заключение
Список литературы
Введение
На рубеже веков книга перестала быть единственным источником знаний. Во все области науки, культуры и образования все активнее внедряются видео- и аудиоматериалы, Интернет, мультимедийные программы на дисках. Сегодня библиотека — один из важнейших социальных институтов, выполняющий различные роли в жизни общества. Она сохраняет духовное наследие человечества, является культурным центром, свободно предоставляет интересующую вас информацию. Другими словами, библиотека была, остается и будет оставаться мощнейшим информационным центром. Широкое распространение информационных технологий привело к необходимости создания в библиотеках новых подразделений — медиатек, имеющих фонд электронных изданий, а также технические средства для работы с ними. Сегодня массив документов в медиатеке представлен энциклопедиями, словарями, справочниками, электронными учебниками, большим собранием сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ.
Для нашей медиатеки интерес представляют электронные энциклопедии. Уже есть многоотраслевые «Большая детская энциклопедия», «Энциклопедия для студентов младших курсов», «Мир вокруг нас», энциклопедия «Кругосвет», «Большая русская биографическая энциклопедия», «Энциклопедия великих людей», «Краткая российская энциклопедия», «Достопримечательности России», «Географическая энциклопедия» и другие. Успешно обучаться в вузе или другом учебном заведении помогут электронные учебники. А школьникам и абитуриентам пригодятся программы-репетиторы по многим предметам. Диски разработаны таким образом, что полностью имитируют решение реальных экзаменационных заданий, а условиях ограниченного времени. Кроме того данные программы могут использоваться для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена. Широк выбор дисков, посвященных отечественной и зарубежной истории, правоведению, обществознанию, философии. Особый интерес представляют оптические компакт-диски, посвященные искусству, ведению домашнего хозяйства. А некоторые диски помогут вам красиво и душевно организовать любое торжество, собрать букет улыбок, подарить себе и окружающим больше тепла и радости. Оптическими дисками можно бесплатно воспользоваться только в медиатеке. Необходимую информацию из электронного документа пользователь может распечатать на принтере. Очевидно, что современная библиотека, идущая в ногу со временем, не может уже обходиться без внедрения в обслуживание читателей новых технологий: использования электронных документов и ресурсов Интернет. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации. Медиатека позволила работникам библиотечной сферы избавится от многих рутинных процессов, что обеспечило наиболее быстрое, полное и качественное обслуживание пользователей информацией, потоки которой с каждым годом (в настоящее время с каждым часом) увеличивается. Характерной особенностью современного общества является необходимость обеспечения оперативного доступа к растущим объемам информации, соблюдение прав граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Информационно-методические центры — те организационные структуры, которые на основе интеграции технических средств и информационных ресурсов обеспечивают развитие общероссийского образовательного пространства. Библиотеки в образовательных учреждениях в настоящее время, в основном, работают с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Но, поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного учебного заведения должны быть видео- и аудиоматериалы, компьютерные учебники, репетиторы, электронные словари, энциклопедии и т.д.
Цель курсовой работы: раскрыть сущность процессов медиатеки в российских библиотеках.
Задачи курсовой работы:
1. Всесторонне изучить понятие «медиатека» и различные подходы к его определению, существующие в литературе;
2. Раскрыть историю развития медиатеки;
3. Изучить современное состояние медиатеки;
4. Рассмотреть опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов.
Изучены опубликованные источники — монографии, сборники статей, публикации в научных журналах. Работы на тему данного исследования вели и ведут множество специалистов. В.В. Качалина занималась вопросом опыта работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных. В. Бабуров изучил понятие медиатеки как шаг в новое информационное пространство. Н.Н. Федоренко изучал медиатворчество в детской библиотеке. Е. М. Зуева занималась изучением библиотечного мультимедиацентра. О.Н. Самохина занималась проблемой опыта организации медиатеки Российской государственной юношеской библиотеки.
Объектом исследования являются документные ресурсы российских библиотек.
Предмет изучения — те признаки медиатеки, которые указывают на возможность отнесения медиатеки к мощнейшему информационному центру. Таким образом, предметом изучения является медиатека как информационный центр российских библиотек.
Метод исследования — анализ опубликованных источников.
В ходе исследования темы, мы выяснили, что термин « медиатека »- это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях.
Глава 1. История создания медиатеки
1.1 Понятие «медиатека», её определение
медиатека библиотека аудиовизуальный
Медиатека (англ. Media «носитель» + греч. иЮкз «место хранения») — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.
В Энциклопедии «Кирилла и Мефодия» мультимедиа определяется, как электронный носитель информации, включающий несколько её видов (текст, изображение, анимация и пр.) В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интернетного программного обеспечения.
В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет [30].
Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.
В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека — это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс совместно с библиотекой. В образовательных учреждениях является структурным подразделением и базируется на базе компьютерного класса. Фонд медиатеки зависит от уровня материально-технической базы и от компетентности сотрудников, которые являются посредниками между фондом и пользователем. Библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое. Самое главное различие между двумя системами находится в области посредничества: в случае библиотеки это документ — библиотекарь — читатель; в случае медиатеки это документ — медиатекарь — пользователь — машина [1, c.34-35].
Современная публичная библиотека не может не учитывать меняющиеся интересы пользователей. Сегодня эти интересы все больше связываются с новейшими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). В России залы общественного доступа к ИКТ, создаваемые в 1990-х годах, стали называть «медиатеками». Идея создания таких залов была импортирована из Германии: на одном из семинаров для библиотекарей в Немецком культурном центре им. Гете в Москве была представлена медиатека г. Штуттгарта. Во Франции медиатеками называются новые, оснащенные техническими средствами, современные библиотеки в отличие от традиционных библиотек.
Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева открыла свою «медиатеку» в ноябре 1998 г., когда вступила в строй первая очередь реконструкции библиотечного комплекса из двух зданий. Медиатека предоставляла пользователя автоматизированные рабочие места, аппаратуру для просмотра и прослушивания аудио-видео-документов, обучающие программы, электронные издания, журналы и книги по информатике.
С 2006 года медиатека начинает активно формировать электронную библиотеку «говорящая книга». В 2008 году мы начали сотрудничать с клубом любителей аудиокниги. Они активно пополняют наш фонд, что особенно актуально именно сейчас в момент кризиса. Сегодня наш фонд насчитывает 1500 дисков, где мировую художественную классику и произведения современной литературы исполняют знаменитые артисты. В этом же фонде находятся диски с записью радиоспектаклей и инсценировок из Гостелерадиофонда [3, с. 39-41].
До начала XX в. фундаментом образовательной деятельности были печатные издания (учебные, справочные, научные книги и периодика и т.д.). Именно они определили формы, методы и конечный результат, т.е. качество образования. В конце XX в. система образования вступила в следующих, капитальный по своему значению этап, проходящий под знаком влияния информационных ресурсов нового типа. Под такими ресурсами понимаются в первую очередь электронные источники информации удаленного доступа, получаемые через глобальные компьютерные сети Интернета, а также такие нетрадиционные документы, созданные в результате технического прогресса, как видео/аудио- носители, микрографические документы, голограммы, кинодокументы и др. Компьютерные мультимедийные технологии обучения предполагают активное использование как в аудиторной, так и в самостоятельной работе учащихся нетрадиционных источников информации, от кассет, CD и дискет до он-лайновых баз данных веб-сайтов. Более того, информационные ресурсы приобретают в системе образования качественно иной по значимости статус. Образовательная технология- это теория и практика организации, развития, использования, управления и оценки процессов и ресурсов обучения. Таким образом, можно сказать, что оптимальная организация и использование информационных ресурсов в современной системе образования выступают объектом и для образовательных технологий, и для информатизации гимназических библиотек [5. с 28-31].
1.2 Цели и задачи медиатеки
Важнейшая задача библиотек в современном пространстве формулируется как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников. Библиотекаря же теперь все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом. Входящая в третье тысячелетие библиотека — это уже не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив», где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде, порой из удаленных источников.
На новый этап вышло информационное обслуживание читателей на базе компьютеризации библиотечных процессов. Использование баз данных, электронного каталога, оптических дисков вывело библиотеки на новый уровень информационного обеспечения. Появление в библиотеках новых услуг, таких, как обслуживание мультимедийными документами (CD, CD-Rom, DVD), а также онлайновое мультимедийное обслуживание (Internet), было обусловлено развитием метериалов на различных типах аудиовизуальных носителей, подготовленных электронным способом [7, с. 49-50].
Источниками аудиовизуальной информации являются: устное слово, печатный текст, рисунок, картина, музыкальное произведение, видеоизображение. Под аудиовизуальными метериалами подразумеваются документы, содержащие текстовую, звуковую, изобразительную или изобразительно- звуковую информацию, хранящуюся на видео, магнитных лентах и дисках и других носителях [6, с.160-162].
Сегодня вместо сочетания «аудиовизуальные документы» все чаще употребляется термин «мультимедиа» — современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение анимацию. Мультимедиа- это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, предавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь [11, с.38-39].
Можно выделить три основные принципа мультимедиа:
1.Представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред.
2. Наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта.
3. Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
С помощью мультимедиа становится возможным решение следующих задач:
— просветительской — распространение общих знаний об истории, культуре, географии и т.д.;
— научной — содействие научным работникам и специалистам высокого уровня в области математических, технических общественных и гуманитарных дисциплин в глубоком изучении предметов и направлений;
— образовательной — поддержка образования во всех учебных заведениях страны путем предоставления не только научной литературы, но и дополнительных пособий;
— справочной — удовлетворение потребности в информации разового характера по широкому кругу вопросов на основе энциклопедических знаний [28].
Основными задачами медиатеки является работа с традиционными и нетрадиционными носителями информации с широким использованием информационно-коммуникативных технологий, и создание распределенной медиасреды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами, участие в формировании медиаграмотности и информационного мировоззрения учащихся. Обеспечение доступа ко всем видам современных источников информации, создание электронных каталогов, систематизация и хранение получаемой информации, создание системы пополнения фондов медиатеки, в том числе за счет разработок педагогов и учащихся школ, организация и регламентирование доступа к информации [12, с.33-35]. Медиатека также:
· содействует культурно-просветительной и информационной деятельности библиотеки;
· содействует взаимодействию с информационными центрами (ИНИОН, ВИНИТИ и т.д.) с целью обмена информацией и накопления собственного банка данных по электронным ресурсам;
· участвует в проведении научных исследований в области использования мультимедийных технологий в обучении;
· содействует организации на корпоративной основе межвузовской медиатеки и ее использованию в целях [26, с. 171].
Цель медиатеки: удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса, через изменение способов и организацию педагогического процесса выйти на новое содержание образования, освоение новых образовательных ресурсов.
Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела [29].
Таким образом, можно констатировать, что медиатека позволяет своим пользователям комфортно и эффективно овладевать научными информационными технологиями, современными техническими средствами информатизации, навыками работы с различными информационно-поисковыми системами, локально и удалённо использовать электронные каталоги, базы и банки данных, отечественных и зарубежных библиотек и информационных служб с целью получения новых знаний, самосовершенствования в области изучаемых дисциплин, и, тем самым, представляет собой интерактивную среду подготовки высококвалифицированных специалистов [16, с.10-14].
Глава 2. Медиатека в библиотеках России
2.1 Библиотека — медиатека
Модель существует почти два десятилетия и, как правило, базируется на разработках, связанных с формированием медиатек. Первоначально библиотеки общеобразовательного учреждения были обозначены среди базовых структур для создания медиатек наряду с кабинетами технических средств обучения и школьными телевизионными студиями. Однако в ходе теоретической разработки и экспериментального создания медиатек библиотеку стали считать обязательной составной частью общеобразовательных учреждений с функциями организации компьютерной справочно-библиографической службы [8, с. 18-21].
В России ведется наработка машиночитаемых ресурсов. Существуют гигантские библиографические базы данных ВИНИТИ и ИНИОН, которые вместе с созданными ресурсами в библиотеках Российской академии наук (БЕН, БАН, ГПНТБ СО РАН) сейчас насчитывают более 30 миллионов документов. С середины 90-х гг. проводится оцифровка художественных коллекций центральных и региональных музеев, музыкальных произведений. Тогда же началась деятельность библиотек, университетов, научных учреждений и организаций России по открытию собственных страниц в сети Интернет при поддержке Миннауки, Минобразования и Института «Открытое Общество» [17, с.32-34].
В формировании обобщающего подхода к идее Российской электронной библиотеки ведущую роль играют Министерства науки и культуры, Российский фонд фундаментальных исследований (программа «Виртуальные библиотеки»), Институт «Открытое Общество». В частности:
— принято решение о развертывании межведомственной программы «Электронные библиотеки России», в которой Российская государственная библиотека (РГБ) как один из крупнейших держателей первичных информационных ресурсов, в том числе уникальных информационных коллекций, должна занять достойное место. Общая концепция этого проекта уже разработана;
— подготовлен проект «Электронные библиотеки России» на 2000-2004 гг., где, в частности, предложено сформировать и предоставить в свободном доступе полнотекстовые и графические материалы на базе РГБ и музеев Кремля.
Преимущества электронной библиотеки:
· Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения—своего или библиотеки.
· Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.
· Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.
· Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.
· Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе — обслуживания инвалидов по зрению и инвалидов в связи с болезнями опорно-двигательного аппарата.
· Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.
· Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.
· Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический анализ и прочие виды программной обработки.
· Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой [9, с. 87-90].
Медиатека должна быть общедоступной вне зависимости от социальных, национальных, политических, демографических, физических и других различий. Медиатека институт непрерывного образования, развития личности на протяжении всей жизни и удовлетворения ее потребностей, связанных с общим самообразованием и учебой; в комплексе она представляет собой информационный, образовательный и культурный центр. Одной из составляющих медиатеки является артотека — собрание репродукций картин. Артотека как средство обслуживания способствует решению задач духовного и эстетического развития человека. Наряду с артотекой существуют и диатеки, которые включают слайды, диапозитивы, диафильмы. Кроме диатек, имеются и видеотеки. В последнее время в библиотеках появились носители информации в виде дискет и компакт-дисков [4,с. 38-41].
Типовая модель медиатеки предусматривает выделение самостоятельных зон для работы с конкретным видом носителей информации: аудио-, видео-, электронными, печатными. Подобная мозаичная структура, не способствует формированию навыков целостного восприятия информации вне зависимости от ее носителей. В этих условиях у библиотеки есть два пути: оставаться традиционной и, существуя в качестве самодостаточной зоны, постепенно превратиться в музей печатного слова или взять на себя выполнение вышеназванных типовых функций и стать библиотекой-медиацентром. В ходе создания и последующего функционирования медиатеки требуют значительных финансовых вложений, современного уровня материально- технического обеспечения и уникальных кадров-медиаспециалистов [8, с.18-21].
В ряде регионов процесс организации библиотек-медиатек стал массовым (Пермский, Алтайский, Краснодарский края, Свердловская область и др.). В восьми территориях Краснодарского края на базе школьных библиотек и библиотек центров развития образования созданы медиатеки и медиацентры. В них формируются электронные каталоги на основной и учебный фонды, обеспечен выход в Интернет, что способствует удовлетворению библиографических запросов и потребностей пользователей. В средней школе №24 г. Нерюнгри медиатека создана еще в 2001г. как целостная информационная медиасистема, отвечающая за информационное обеспечение учебно- воспитательного процесса. Заведующая библиотекой, сохранив все свои функциональные обязанности, является главным специалистом медиатеки. Она выполняет работу по поиску информации в Интернете, ведет электронный каталог, учит ориентироваться в мире электронной информации, выполняет сканирование и распечатку материалов на принтере. Именно библиотечные специалисты вместе с администрацией и педагогами формируют единое информационно — образовательное пространство школы [18, с.5-7].
В целом, идеи, связанные с взаимодействием библиотек и медиатек, как правило, сводятся к поглащению первых. «Вектор эволюционного скачка это слияние ресурсов двух систем- библиотеки и медиатеки- в мощный культурно- образовательный центр, направленный на формирование и развитие мировоззрения социально ответственной личности в постиндустриальном обществе», считает Т. Пантюхова.
В некоторых современных исследованиях уже обосновывается «неправомерность рассмотрения медиатеки как модели организации школьной библиотеки ввиду того, что техническая оснащенность библиотеки не может выступать ведущим направлением в формировании политики ее развития». Однако на практике данная модель существует и продолжает развиваться и совершенствоваться [2, с. 126].
2.2 Организация фондов мультимедиа в библиотеке
В зарубежной теории и практике последних десятилетий стал популярен термин «медиатека». Анализ публикаций создателей медиатек, специалистов, изучавших их деятельность, а также исследования особенностей функционирования некоторых медиатек свидетельствует, что для них характерно наличие в фонде наряду с произведениями печати большого количества некнижных документов: аудио- и видеокасссет, музыкальных и мультимедийных дисков и т.п. При обслуживании пользователям не только выдаются документы, но и предоставляются необходимые сведения, извлеченные персоналом по их запросам из разных источников, включая удаленные базы и банки данных. Пользователи получают возможность непосредственно работать с техническими средствами, самостоятельно получать и преобразовывать информацию в необходимую им форму [19, с.31-33].
Медиатеки не осуществляют ни одного вида деятельности, не характерного для библиотек, и не имеют принципиальных отличий от них. Состав их фондов и направления деятельности позволяют с полной уверенностью утверждать, что медиатеками из рекламных либо иных маркетинговых соображений называют лучшие современные библиотеки, которые собирают различные по форме документы и предоставляют их пользователям на более высоком сервисном уровне. Подтверждением тому служит тот факт, что там, где это целесообразно, медиатеки входят в состав библиотечных систем. Создавая медиатеку, библиотека ставит перед собой такие задачи:
— организация обучения персонала методике нахождения и получения информации из различных носителей;
— сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя;
— компьютерная каталогизация и обработка информационных средств;
— выявление информационных потребностей;
— оказание помощи в деятельности пользователей.
В крупных библиотеках необходимо иметь в штате библиотекарей, специально обученных обслуживанию пользователей, обращающихся в отдел аудиовизуальных документов или мультимедиа. Необходимо также обладать знаниями о ситуации на рынке аудиовизуальной продукции. Особое значение имеет сетевое взаимодействие с другими библиотеками. Необходимо предусматривать и финансовое обеспечение для формирования фондов медиатеки, закупки оборудования, текущего обслуживания, хранения, ремонта и замены аппаратуры. Все эти расходы должны определятся в процентах от бюджета в целом и расходов на комплектование фондов и оборудование [21, с.64].
При формировании самого фонда медиатеки необходимо выработать отдельные приоритеты и критерии отбора медиаресурсов такие, как:
— сбалансировать коллекции: при создании национального фонда нужно учитывать, что издания рассредоточиваются и собираются отрывочно;
— чистота коллекции: при ее формировании нужно избегать непрофильных документов;
— внутренняя ценность: следует собирать документы, не теряющие ценности в течение предсказуемого времени;
— авторские права: если документ имеет какие-либо ограничения по предоставлению пользователям или копированию, то следует определить, стоит ли его вообще приобретать для библиотеки;
— продолжительность хранения: некоторые материалы нужно время от времени переоценивать, сопоставлять с новыми поступлениями и стратегией развития коллекции в целом.
Типичные источники комплектования книжного фонда не всегда могут совпадать с источниками комплектования медиафондов [13].
Многие библиотеки в своей практике прибегают к услугам Интернет магазинов, что приносит свои положительные результаты. Опыт работы свидетельствует, что онлайновые издания составляют ныне значительную часть расходов в их бюджетах на комплектование.
Управление планированием медиафондов должно спираться и на обратные связи библиотек с пользователями, издателями электронных документов, владельцами веб-сайтов, подписными агентствами, предоставляющими доступ к базам данных научных журналов и других Интернет-изданий. Производители и распространители онлайновых документов внедряют автоматизированные системы, которые обеспечивают тщательный контроль и финансовую отчетность относительно показателей спроса на такие издания, объема и продаж, обращаемости, темпов старения. Анализ этих данных будет способствовать оптимизации управления формированием электронных фондов медиатек, которые расширяют за счет этого виды и номенклатуру библиотечных услуг и технологий, не изменяя своих сущностных функций, приобретая все большую значимость как важнейший элемент системы документальных коммуникаций [14, с. 9-11].
Структура фонда школьной библиотеки базовой модели включает:
— книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно- популярные издания, методические и справочные издания;
— материалы на любых других видах носителей информации в зависимости от обеспеченности школы;
— периодические издания — как связанные с обеспечением образовательного процесса, так и досугового чтения, как бумажные, так и электронные;
— фонд учебников, который, хотя и существует в каждой школе и составляет большую часть работы любой библиотеки общеобразовательного учреждения, является ее дополнительной, а не основной частью фонда и работа с ним юридически считается дополнительной [15, с.33].
2.3 Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов
В 2001г. в Смоленской областной универсальной библиотеке создан и успешно функционирует Мультимедийный культурный центр. Он располагает 16 тыс. грампластинок, около 400 видеокассетами, 300 аудиокассетами, более 200 музыкальными и медийными дисками. С их помощью пользователям становятся доступны экспозиции ведущих музеев и галерей мира, записи выступлений лучших музыкантов, театральная и кинематографическая классика. Создание страховых копий оцифрованных архивных материалов дает возможность их долгосрочного хранения и многократного использования. В процессе организации работы центра возникали и сложности:
Необходимость технического оснащения не только воспроизводящей аналоговой аудиоаппаратурой, но и оцифровывающей техникой.
Проблема качества оцифровки информации может быть решена только после определения главенствующей цели: либо высококачественная обработка для сохранения записей, либо оцифровка для обеспечения свободного и удобного доступа пользователей к фонду [23, с.36].
Особый тип медиатеки представляет собой молодежная бибилотека-медиатека. Концепция развития такого рода учреждения — Молодежной медиатеки в Московском библиотечно-информационном центре по искусству и культуре — представлена С.Д. Колегаевой и Г.И. Малышкиной. По их мнению, «молодежная библиотека-медиатека развивается как комплексное библиотечно- информационное учреждение, сочетающее и использующее в своей деятельности новые информационные средства, мультимедийные технологии, нетрадиционные носители с традиционными печатными, включая и литературу, ориентирующую молодежь в фото- и видеоискусстве, кино и телевидении, компьютерной графике и моделировании» [10, с.93-96].
Российская государственная юношеская библиотека уделяет большое внимание развитию новых информационных технологий. В сентябре 2003г. в библиотеке открылась медиатека как особое подразделение РГЮБ. В концепции медиатеки была реализована идея комплексной структуры, включающей в себя функции читального зала с фондом на нетрадиционных носителях информации. Такой подход позволяет:
— обеспечить широкий доступ к информационным ресурсам пользователям;
— осуществлять процесс комплектования электронных ресурсов в соответствии с профилем библиотеки, обеспечивая полноту и целесообразность комплектования;
— максимально полно удовлетворять тематические запросы. Все компьютеры медиатеки объединены в сеть и подключены к общебиблиотечной сети, два компьютера имеют выход в интернет. В перспективе предполагается возможно более полное комплектование фонда медиатеки РГЮБ электронными изданиями по часто спрашиваемым темам студентами и школьниками, а также укрепление контактов с различными информационными центрами и производителями электронной продукции.
Функционирование медиатеки — одно из направлений развития современной библиотеки. Это новый имидж библиотеки, которая предоставит любую информацию читателю, позаботится об ее сохранности и повысит информационную культуру пользователей [20, с.60-63].
В Новосибирской областной детской библиотеке им. А.М. Горького с 2000 года идет интенсивное внедрение информационно- коммуникационных технологий, используются специализированные автоматизированные библиотечные системы, формируются собственные электронные ресурсы, развивается проектное корпоративное взаимодействие по этому направлению, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, развиваются современные информационные сервисы.
Основные направления автоматизации в библиотеке — обработка книг, поиск по базам данных. Все отделы подключены к сети Интернет, за счет чего значительно увеличился спектр бесплатных и платных услуг пользователям. В среднем отдел автоматизации в день посещают сорок читателей. Они имеют доступ не только к открытым информационным ресурсам Интернет, но и к фонду медиатеки, к правовой базе Консультант Плюс. С 2001 года библиотека имеет свой сайт, сейчас его ежедневно посещают от 100 до 170 человек. С помощью сайта, его новостной ленты и постоянных разделов мы стараемся не только рассказать о себе — о библиотеке, о наших мероприятиях и событиях, но и знакомить всех удаленных пользователей с детской литературой. Неудовлетворительное состояние фондов, сокращение притока новых изданий, необходимость использовать альтернативные методы привлечения к чтению, популяризации книги и воспитания художественного вкуса подтолкнули на перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму. Наиболее перспективное направление в издании электронной продукции — создание собственных баз данных по краеведению. С этого мы и начали [22, с. 4].
Библиотека профессионального лицея №22 г. Бийска формируется как медиатека — хранилище печатных, видео, звуковых материалов массовой информации. Формирование происходит поэтапно. Прежде всего, мы провели анкетирование учащихся, выявили, какими формами и средствами информации пользуются учащиеся. Затем мы изучили фонд, при этом учитывали высказывания и пожелания учащихся при анкетировании. Следующим этапом было создание видеотеки учебных фильмов. Сейчас наша видеотека насчитывает свыше 60 фильмов, которые используются для проведения видеоуроков в читальном зале. Видеоряд библиотеки пополнился электронными базами: электронным каталогом и картотекой. Создание электронного каталога — это долгий и трудный путь. В учебную программу лицея введен новый предмет «Организация основ познавательной деятельности и библиотечный поиск», ведет его библиотекарь. На этих уроках мы учим лицеистов основам библиографических знаний, умению правильно составлять конспект, тезис, аннотацию, осуществлять поиск нужных слов и терминов в различных словарях [24, с.15-18].
Трудно сказать, насколько работа с новыми носителями информации кардинально изменила деятельность библиотек, реорганизованных в библиотеки — медиатеки, за исключением случаев, когда в штате появились медиаспециалисты со своими специфическими функциями, ориентирующиеся на формирование у школьников медиаграмотности и умений работать с техническими средствами информационно-коммуникативных технологий. Как показало время, использование информационно- коммуникативных технологий вполне по силам и традиционным школьным библиотекам.
Заключение
Проанализировав литературу по теме курсовой работы, представляется возможным сделать следующие выводы:
Медиатека — структурное подразделение, предоставляющее всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам информации во внеурочное время для поиска необходимой им для учебного процесса информации.
Вектор эволюционного скачка — это слияние ресурсов двух систем — библиотеки и медиатеки — в мощный культурно-образовательный центр, направленный на формирование и развитие мировоззрения социально ответственной личности в постиндустриальном обществе.
Работа школьной медиатеки способствует более качественной подготовке ученика, владеющего современными информационными технологиями, а также способствует повышению квалификации сотрудников образовательного учреждения.
Медиатека (библиотечный медиацентр, центр информации) — структурное подразделение, которое включает в себя информационные и технические средства (книги, кино- и видеоматериалы, компьютерные программы и т.д.). Имеет целью создание благоприятных условий индивидуализации, развития творческих способностей учащихся, коммуникативной и креативной деятельности. Пользователи медиатеки имеют возможность работать с информационным материалом, пользуясь имеющимися техническими средствами, создавать собственные средства информации. Медиатека организуется чаще всего на базе библиотеки.
Медиатека — это место, где формируется взгляд коллектива на современный мир электронных образовательных ресурсов. На базе медиатеки учитель получает информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании, об образовательных Интернет-ресурсах. Работа в медиатеке дает уникальную возможность познакомиться с педагогическим опытом учителей-мастеров. Не менее интересным является подготовка к аттестации администрации и учителей школ. Педагогам и администраторам, готовящимся к аттестации, предоставляется возможность не только увидеть и оценить педагогическое мастерство лучших учителей России, но и научиться комментировать и анализировать как чужие, так и собственные уроки.
Медиацентр является учебно-информационным центром. В учебном процессе медиацентр выступает как информационная, методическая и профессионально-ориентированная база для разнообразной урочной и внеклассной творческой деятельности учащихся и учителей.
Включение электронных изданий в поле деятельности библиотеки породило ряд концепций, которые так или иначе направлены на изменение роли библиотек в документном пространстве и противопоставлении им новых институтов под названием «медиатеки». По нашему убеждению, подобная позиция абсолютно неправомерно, поскольку электронные документы только подтвердили важнейшее свойство библиотечного фонда — гостеприимность к различным формам документов. Поэлементный анализ библиотеки как системы не показал сущностных изменений, позволяющих говорить о переходе системы в новое качество и неспособности ее выполнять свои функции в электронной среде.
Список литературы
1. Бабуров, В. Раздвигая границы: Медиатека — шаг в новое информационное пространство / В. Бабуров // Библиотечное дело. — 2007. — N 1. — С. 34-35.
2. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие / В.А. Бородина. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 165 с. — (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 7).
3. Володин, Б.Ф. Медиатека и утопия: французская модель библиотечной информатизации / Володин Б. Ф. // Библиотечное дело. — 2003. — N 5 (05). — С. 39-41.
4. Вуль, В.А. Информационные технологии / Вуль В.А. // Библиотечное дело. — 2003. — N 2 (2). — С. 38-41.
5. Горелова, Е.В. Медиатека в школе: возможности и перспективы использования / Е. В. Горелова // Педагогическая информатика. — 2006. — № 3. — С. 28-31.
6. Громова, О. Книжкин дом — медиатека — информационный центр…: [что такое библиотека в современной школе и как ее построить?] / О. Громова // Народное образование. — 2006. — № 8. — С. 160-162.
7. Денисенко, Н. Вузовские медиатеки / Денисенко Н. // Библиотека. — 2007. — № 11. — C. 49-50.
8. Зуева, Е.М. Библиотека-медиатека (библиотечный мультимедиа-центр) / Зуева Е. М. // Медиатека и мир. — 2009. — № 1. — С. 18-21.
9. Зуева, Е.М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения: [библиотека-медиатека как инновационная модель библиотек образовательных учреждений] / Е.М. Зуева // Библиотечное дело-XXI век. — 2008. — № 2. — С. 87-90.
10. Качалина, В.В. Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов / В. В. Качалина // Библиотека в эпоху перемен: информ. сб. Вып. 1 (29) / РГБ, Информкультура. — М., 2006. — С. 93-96.
11. Киселева, Т.А. Медиатека профессионального лицея: [О б-ке проф. лицея N 22 г. Бийска] / Киселева Т.А. // Доклад о деятельности библиотек Алтайского края в 2000 году / Комитет адм. Алт. края по культуре и туризму, Алт. библ. об-во, АКУНБ им. В.Я. Шишкова; сост. Л.А. Медведева. — Барнаул, 2001. — С. 38-39.
12. Кустова, Н. Создаем медиатеку / Н. Кустова, А. Корзина // Библиотека. — 2006. — № 3. С. 33-35.
13. Медиакультура новой России: методология, технологии, практики: [сб. ст.] / Рос. ин-т культурологии, Урал. гос. ун-т, Урал. науч.-метод. Центр медиакультуры и медиаобразования, Урал. Центр Б.Н. Ельцина; [редкол.: Н.Б. Кириллова (отв. ред.) и др.]. — Екатеринбург; М.: Акад. проект, 2007. — 508 с.
14. Морозова, Е.Г. Медиатека в детской библиотеке: [Работа специализированного отдела «Медиатека» в Центральной детской библиотеке им. А.М. Береснева г. Кемерово] / Морозова Е.Г. // Библиотечная жизнь Кузбасса: период. сб. / ГУ «Кемеров. обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова»; отв. ред. вып. Блынская О.Е. — Кемерово, 2004. — Вып. 3(45). — С. 9-11.
15. Мультимедийные ресурсы в библиотеке: методико-библиографические рекомендации / Гос. учреждение культуры Нац. б-ка им. А.С. Пушкина Респ. Мордовия, отд. лит. по искусству; [сост. Ю.В. Полетаева]. — Саранск, 2007. — 34 с. — (Библиотечная панорама; вып. 22).
16. Нефедов, В. Информационное пространство нового поколения: эволюция формы [об архитектурных заказах на современные библиотеки и медиатеки] / Нефедов В. // Библ. дело. — 2005. — № 11 (35). — С. 10-14.
17. Плахина, Г. От фонотеки к медиатеке: история прогресса: [На примере Кемер. обл. науч. б-ки им. В.Д. Федорова] / Плахина Г. // АиФ. Новая б-ка. — 2004. — № 9. — С. 32-34.
18. Плахина, Г.А. Медиатека в библиотеке: от фонотеки к медиатеке: [Опыт организации медиатеки в отделе литературы по искусству Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова] / Плахина Г.А. // Библиотечная жизнь Кузбасса: период. сб. / ГУ «Кемеров. обл. науч. б-ка им. В.Д. Федорова»; отв. ред. вып. Блынская О.Е. — Кемерово, 2004. — Вып. 3(45). — С. 5-9.
19. Самохина, О. Опыт организации медиатеки Российской государственной юношеской библиотеки / Самохина О. // Вестн. б-к Москвы. — 2006. — № 1. — С. 31-33
20. Самохина, О.Н. Медиатека РГЮБ: первые шаги / Самохина О. Н. // Юношеские библиотеки России: информ. вестник / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. гос. юнош. б-ка. — М., 2005. — Вып. 2 (33). — С. 60-63.
21. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И. А. Фатеева. — Челябинск, 2007. -325 с.
22. Федоренко, Н.Н. Медиатворчество в детской библиотеке / Н.Н. Федоренко // БИНО. — 2009. — № 5 (59). — С. 4-5.
23. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А. В. Федоров. — Ростов, 2001. -708 с.
24. Федоров, А.В. Медиа и медиаобразование / А.В. Федоров, А.А. Новикова // Вестник высшей школы. — 2001. — №11. С. 15-18.
25. Управление библиотекой/медиатекой гимназии: практ. пособие для рук. образоват. учреждений / [Н. В. Абу-Эль-Хассан и др.; под общ. ред. О.Р. Старовойтовой, Т. В. Захарчук]; Фонд поддержки образования (Санкт-Петербург), Гимназический Союз России. — СПб.: Профессия, 2008. — 285 с. — (Школьная библиотека. XXI век).
26. Шаньгинова, Г.А. Школьные библиотечные медиацентры в России / Шаньгинова Г.А. // Седьмые Макушинские чтения: материалы науч. конф., 16-17 мая 2006 г., г. Красноярск / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; [редкол.: Е.Н. Савенко (отв. ред.) и др.]. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2006. — С. 293-296.