Этап 6. 2009 — 2013 гг. – создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам власти, совершенствование системы и разграничения расходных обязательств, дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Этап 7. 2013 — 2016 гг. – разработка стратегических направлений развития межбюджетных отношений: методология предоставления межбюджетных трансфертов и распределения доходов между бюджетами системы, выравнивание финансовых возможностей региональных бюджетов, повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, разграничение полномочий между уровнем публичной власти и контроль за осуществлением переданных полномочий.
Этап 1. Значительные изменения законодательной базы в этот период способствовали резкому росту доли региональных и местных доходов бюджетов в доходах консолидируемого бюджета. В законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (октябрь 1991 г.) был зафиксирован исключительно важный принцип – самостоятельность каждого бюджета в составе бюджетной системы России.
В то же время регионы практически не получили прав самостоятельно мобилизовать поступления в бюджет. Федеральные власти сохранили за собой право по-разному регулировать отчисления в региональные бюджеты из основных федеральных налогов, которые определяют сумму налоговых поступлений от собственных и регулирующих налогов, оказавшихся недостаточными для покрытия минимально необходимого бюджета.
2 этап. Конституция Российской Федерации и укрепление позиций федеральных органов позволили в 1994 году провести реформу межбюджетных отношений. В соответствии с реформой были установлены единые стандарты для распределения основных федеральных налогов в региональные бюджеты, включая налог на добавленную стоимость. В бюджеты субъектов Федерации стали поступать 25% НДС, собираемого на территории, тогда как ранее эти пропорции устанавливались индивидуально для разных регионов. Также были расширены налоговые полномочия субъектов Федерации (в частности, введен региональный подоходный налог). В 1996 году был сделан еще один шаг в этом направлении: были утверждены пропорции разделения федеральных налогов между центром и регионами, которые были стабильными в течение следующих трех лет.
Этап 3. За этот период были сформулированы единые принципы формирования межгосударственных отношений, определены формы финансовой помощи регионам и, что самое важное, сформулированы базовые элементы межгосударственных отношений. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах» определила следующие основные направления реформы:
существенное сокращение объемов финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки регионов, при этом число регионов, получающих средства, уменьшается незначительно; ликвидация субвенций всем городам Российской Федерации; определение расходов региональных бюджетов на нормативной основе;
Этап 4. Современный этап развития системы межбюджетных отношений предполагает повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами в рамках государственной программы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональные и муниципальные финансы ». В новой редакции он был принят 18 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 445. Данная государственная программа носит методологический, стратегический характер для всех действий, предпринимаемых правительством в рамках межгосударственных отношений. Ответственными исполнителями этой программы являются два министерства — Министерство финансов России и Министерство юстиции России, которое отвечает за сферу разграничения полномочий.
Все процедуры, которые были проведены, сформировали современную систему межбюджетных отношений Российской Федерации в том виде, в каком она есть. Эта система не лишена недостатков, и существует необходимость в дальнейших мерах по улучшению, для которых необходимо использовать опыт предыдущих лет и предыдущие нормативные документы.
Сущность и инструменты бюджетного федерализма
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.