Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Суд и судебный процесс по Русской Правде

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Учитывая то, что в некоторых из списков Русской Правды последняя имела и такие названия, как «Суд Ярославль Владимировича» (Синодальный список), или «Суд Ярослава Князя и устав о всяких налоги» (Пушкинский список), «Суд Ярославль Владимировича указ» ( список князя Оболенского) и т.д. — первые исследователи Русской Правды, россияне историки Татищев, Шлецер, Карамзин и др.-пришли к выводу, что «Правда» представляла собой сборник официального происхождения, а именно — сборник законов князя Ярослава Мудрого. К этой мысли названных ученых располагало и то, что летописец, рассказывая о помощи в 1016 году, что предоставили новгородцы князю Ярославу во время его борьбы с князем Святополком, добавил, что Ярослав дал им в благодарность за эту помощь Русскую Правду ( «Дал им Правду и устав списал, говорил так: по этой грамоте ходите, как писал вам, так и держите »).
Но дальнейшими научными исследованиями Русской Правды этот взгляд об официальном ее происхождения был вполне отброшен: содержание «Правды» не складывается исключительно из юридических норм; в «Правде» помещается и материал, надо отнести к судебным решениям, есть и артикулы, которые вообще не имеют отношения к праву; о князе говорится как о третьем лице и т.д. На том же основании отвергнуты мысли и тех ученых, думали (Беляев, Погодин и др.), Что Русская Правда представляет собой сборник законов Ярослава и его сыновей (Ярославович) с приложениями Владимира Мономаха.
В наше время в науке, можно сказать, твердо установился взгляд, по которому Русская Правда представляет собой не официальная сборник — то есть не сборник князя Ярослава Мудрого, Ярославович и Владимира Мономаха, а сборник действующих в то время правовых норм, составленный частными лицами.
Но в то же время на основании глубокого всестороннего исследования учеными этого памятника праву, в науке также твердо установился взгляд, по которому Русскую Правду нельзя считать за один сборник, а за целый ряд и одиночные сборники, причем эти сборники относятся по своему происхождению к разным периодов; всего старые относятся к XI в. (Уже первый его половины, а другие — XII и XIII вв.).
Первую, начальную редакцию Русской Правды — короткий ее список (первые 17 статей) ученые относят ко Ярослава Мудрого, а та его часть, где упоминаются также имена сыновей Ярослава. Из-за этого, собственно, древнейшая редакция Русской Правды (первой половины XI в.) Известна под названием «Правды Ярослава», а «Правда», в которой упоминаются имена его сыновей — «Правды Ярославичей» (второй половины XI в.).
1) Из списков Русской Правды больше известны, кроме списка Академического, что закрепил в себе образцовую (короткую) редакцию Русской Правды ( «Правду Русскую»), и список Карамзинского (примерная редакция длинной «Правды»), также: список Синодальный (XIII в .). Этот список добытый с «Кормчей» Московской Синодальной библиотеки; название «Правды» в этом списке следующее: «Суд Ярославль Владимировича»; список Троицкий (XIV в.). Он принадлежал библиотеке Троицко-Сергеевской лавры (под Москвой)
2) список «Пушкинский» (XIV в.) принадлежал гр. Мусин-Пушкин; заголовок «Правды»: «Суд Ярослава князя и устав о всяких налоги»;
3) список Археографической комиссии- (половины XV в.)
4) список князя Оболенского — поздний, около половины XVII в .; Русская Правда в этом списке имеет такое название: «Суд Ярослава Владимировича указ».
Кроме вышеуказанных списков Русской Правды, известно также и многие другие, например, Чудовский, Крестинский. Все эти списки «Правды» находились в разных сборниках; летописях, «Кормчих», в рукописях, содержащих в себе имена «русских» князей, митрополитов, родословных князей и т.д.
В копиях списки Русской Правды ни были разделены на пронумерованные статьи (только некоторые из них имеют названия охранных частей документа). Более поздно в научной и учебной литературе такой раздел был осуществлен.
Следует отметить, что Русская Правда раскрывает не только процесс становления права. Она является первым известным кодифицированным сборником юридических норм украинского народа.
По мнению многих ученых детальное ознакомление с текстом Русской Правды указывает на то, что главным ее содержанием являются народные обычаи. Обычаи эти вошли в Русскую Правду непосредственно или в форме так называемых «уставов» и «уроков» русских князей, в своей законодательной деятельности базировались, собственно, на тогдашних народных обычаях; некоторые же обычаи вошли в Русскую Правду вместе с судебными решениями, которые были занесены туда ее составителями. Но, кроме российских правовых норм, на Русской Правде частично отразился и влияние византийского, хотя нормы византийского, по сравнению с главным национальным элементом Русской Правды, имеют характер лишь одиночных рецепций.
Главное содержание Русской Правды состоит из норм уголовного и гражданского права.
С нормами уголовного права относятся артикулы о таких преступлениях, как убийство, татьба (кража), поджог, нанесение ран и т.п. С нормами права гражданского относятся постановления о наследстве, опеку, о процентах и т.п. Немало в Русской Правде есть норм процессуального характера. Какой-то определенной системы изложения всех указанных выше норм права в Русской Правде незаметно, но, как это отмечает справедливо профессор Сергеевич, учитывая, то, что убийство сильнее других преступлений поражал тогдашней человека, убийство в составе артикулов «Правды» стояло на первом месте , из него, собственно, и начинается Русская Правда.
В связи с указанным, необходимо рассмотреть отдельные положения уголовного права, существовавшие на момент написания Русской Правды.
Практически все статьи Русской Правды — об ответственности за убийство, нанесение обиды, о праве на наследство и другие закрепляли привилегированное положение феодалов и их окружения, усиленно защищали жизни представителей господствующего класса.

Picture of Анфиса Суханова
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.