Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Структура речевой коммуникации

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таким образом, овладение чтением и письмом – это овладение новым кодом. Как вид речевой деятельности чтение выполняет в письменной коммуникации ту же функцию, что и слушание в устной: слушающий и читающий принимают передаваемую информацию. Функциональные аналогии есть между говорением и письмом: и говорящий и пишущий передают речевое сообщение.
Можно отметить, что речевая коммуникация имеет свои функции, это те роли и задачи, которые выполняет речевая коммуникация в процессе речевой деятельности. Речевая коммуникация, рассматриваемая в единстве этих функций, которые были выделены Л. Д. Столяренко [15, с. 32] и другими авторами [3, с. 9; 12, с. 23–24; 13, с. 126–127], выступает как способ организации совместной речевой деятельности и установления взаимоотношений, включенных в нее людей, что является для нас интересным в ходе исследования.
1. Информативная (передача информации) функция речевой коммуникации. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. В условиях речевой коммуникации информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, при этом каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность и в своем партнёре, поэтому, направляя ему информацию, на наш взгляд, должен учитывать его интересы, цели, желания.
2. Интерактивная (взаимодействие) функция речевой коммуникации. В ходе взаимодействия между людьми чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», планировать общую деятельность. Важным условием активизации познавательных процессов в условиях речевой коммуникации является возникновение проблемных ситуаций в результате столкновения полярных мнений, взглядов, подходов к взаимодействию. Возникает несогласованность, требующая привлечения дополнительной информации.
3. Перцептивная (взаимовосприятие) функция речевой коммуникации. В процессе речевой коммуникации должно присутствовать взаимопонимание между участниками. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие этих целей, мотивов, установок. Это позволяет не просто «согласовывать действия», но устанавливать своего рода отношения привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии.
4. Экспрессивная (эмоции) функция речевой коммуникации. В различных видах речевой коммуникации экспрессивная функция проявляется по-разному. Это может быть возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний: изменение мимики лица (удивление, страх, отвращение, радость и печаль), тона в голосе и т.д. Эмоции выполняют функцию «внутренних сигналов», которые участвуют в регулировании речевых процессов. С их помощью выражается мотив, реализуемый в непосредственных переживаниях и стремлениях к достижению цели. На наш взгляд, можно выделить нормативную и социально-практическую функции речевой коммуникации.
5. Нормативная функция речевой коммуникации. Сделать процесс речевой коммуникации оптимальным помогают нормы общения и нормы речи, которые во многом определяют поведение коммуникаторов. Мы считаем, что речевая деятельность тесно связана с речевым поведением, которое также открыто внешнему как социальному, так и культурному влиянию. Это, на наш взгляд, объединяет круг проблем речевой коммуникации с проблемами этики, а также этикета в целом и речевого этикета в частности. Исследователи правомерно говорят, что существует речевая этика, которая определяется как правила должного речевого поведения, основанного на нормах морали, национально-культурных традициях. Главный этический принцип речевого общения – это соблюдение паритетности на всём протяжении разговора [10, с. 90], создание благожелательной тональности общения, настроенность говорящего и слушающего на достижение консенсуса.
Речевой этикет представляет собой систему устойчивых словесных формул, которые традиционно используются в речевой коммуникации для установления контакта собеседников в официальной и неофициальной обстановке общения в таких речевых ситуациях, как знакомство, приветствие, прощание, обращение, извинение, благодарность, просьба, пожелание, приглашение, согласие, отказ, комплимент, одобрение, сочувствие, соболезнавание и т.д.
Как правило, этикетные словесные формулы (их ещё называют коммуникативные стереотипы) вырабатываются обществом на протяжении веков и в совокупности с элементами невербальной коммуникации отражают национальную специфику общения, поэтому каждый язык содержит свои способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Сами по себе «коммуникативные стереотипы речевого этикета, не внося в общение нового логического содержания, выражают социально значимую информацию типа «Я вас замечаю, признаю, хочу с вами контакта», то есть отвечают важным целеустановкам говорящих и манифестируют существенные функции языка» [ЛЭС, с. 413].
Использование словесных формул речевого этикета задает нужную тональность речевой коммуникации (официальную, нейтральную или непринужденную). В то же время словесные формулы речевого этикета, которые мы включаем (или не включаем) в свою речь, способны передавать окружающим информацию о нас точно так же, как, например, интонация, жесты или мимика. Выбранный коммуникантом коммуникативный стереотип может подчеркивать социальную принадлежность участников коммуникации, отражать характер их взаимоотношений, а также служить показателем уровня коммуникативной компетенции и особенностей коммуникативного стиля.
6. Социально-практическая функция позволяет рассматривать речевую коммуникацию в качестве обязательного компонента совместной профессиональной деятельности, в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Picture of Николай Пахомов
Николай Пахомов
Закончил СПбГУП, факультет журналистики. В университете преподаю около 20 лет, являюсь доктором наук. Поскольку нагрузка на основной работе небольшая, я решил помогать студентам в компании «Диплом777». Выполняю заказы по написанию дипломных и курсовых проектов. На сайте зарегистрирован с 2015 года.